Оксана Скворцова
Познавательная беседа «А за ним такая гладь-ни морщинки не видать»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная беседа
«А за ним такая гладь - ни морщинки не видать»
Цель: познакомить с различными способами глажения белья в старину: утюг на углях, валёк.
Оборудование: предметы старинного быта - полотенце, коромысло, самовар, деревянные ложки, утюг электрический, утюг на углях, валёк, скалка, несколько полотенец для игры-эстафеты.
Предварительная работа: знакомство с некоторыми предметами быта, их назначением.
В группе организована небольшая выставка предметов быта старины и современности.
Публикация «Познавательная беседа „А за ним такая гладь-ни морщинки не видать“» размещена в разделах
Ход беседы
- Ребята, я приглашаю вас опять в гости к бабушке Прядене и дедушке Куделе. Интересно, что нового они для нас припали?
+…
- Давайте произнесем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок
Через запад на восток.
И веди наших ребят
Прямо в прошлое опять!
- Вот мы и у бабушки Прядени. Здравствуй, бабушка!
Б. П. Здравствуйте, ребятушки! Присаживайтесь на лавочки хочу я с вами поиграть. Буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте.
- На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (полотенце)
- Ни свет, ни заря,
Пошёл, согнувшись со двора (коромысло)
- Сами не едим, а людей кормим (ложки)
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шипит, кипит, всем пить чай велит. (самовар)
- В полотняной стране по реке Простыне
Плывё т пароход: то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (утюг)
(Дети отгадывают загадки и находят предметы - отгадки в избе.)
- А какие предметы из далёкой старины дожили до нашего времени и помогают нам сейчас? (Самовар, ложки, полотенце и др.)
- А как вы думаете, какого из этих предметов не могло быть в старину? (Электрического утюга)
(Воспитатель предлагает ребёнку погладить кусочек ткани холодным электрическим утюгом.)
- Почему ткань осталась помятой?
(Дети трогают подошву утюга и делают свои выводы)
- Можно холодным утюгом выгладить?
+…
- Что нужно сделать для того, чтобы нагреть утюг?
+ Включить в розетку
- Но в старину не было электричества и люди не могли пользоваться таким утюгом. А чем же они тогда гладили?
(Воспитатель обращает внимание детей на утюг, разогреваемый углем.
Рассказывает, как им пользовались люди.)
- Но и эти утюги были не всегда. Посмотрите внимательно на предметы
выставки. Может, какой из них подскажет вам, чем можно погладить бельё?
(Воспитатель показывает детям валёк.)
- Как вы думаете, можно им гладить?
+…
- В далёкую старину, когда не было никаких утюгов, люди гладили бельё вот этим предметом, который называется – валёк.
(Дети рассматривают предмет.)
- А как гладить, я вам сейчас покажу. Но для этого нам нужен ещё один предмет – скалка. Сейчас скалкой пользуются для раскатывания теста. А раньше она помогала ещё и при глажении белья.
(Воспитатель показывает детям, как можно с помощью валька и скалки гладить. Предлагает попробовать детям.)
- Как ребята, трудно гладить вальком или нет?
Рефлексия:
- Молодцы. Вы хорошо справились с задание. Давайте назовём предметы быта, которые находились на нашей выставке.
- Какими предметами гладили бельё в старину?
+ валёк, скалка, утюг на углях.
- А сейчас люди пользуются ими?
+ …
- Чем легче гладить, вальком или электрическим утюгом?
+…
- Где можно увидеть старинные предметы?
+ В музее
- Вам понравилась в гостях у бабушки Прядени?
+…
- А сейчас пора нам в группу возвращаться. До свидания бабушка, спасибо за увлекательный рассказ!
- Давайте произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и в группе мы опять!
- Где мы с вами побывали?
+…
- Что нового узнали?
+…