Венера Амирова
Опыт работы «Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает не последнее место. С момента рождения ребенка, родители уже задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами, стараясь понять его способности к тому или иному виду деятельности.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с взрослыми людьми. Дети получают возможность расширить свои знания о различных профессиях.
Публикация «Опыт работы „Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии детского сада
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Наблюдая за детьми в игре, беседуя с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели нас к выводу о том, что дети дошкольного возраста не владеют информацией о профессиях : их названии, предназначении, содержании трудовой деятельности.
Самое главное правило – ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, нефтяника, пекаря и т. д.)
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
В игре ребёнок развивается, черпает информацию об окружающем мире, получает различные навыки, знания и умения. Для того. чтобы игры были разнообразными мы педагоги создали условия: игровую зону наполнили дидактическими, настольно печатными играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами. Мы стремимся чтобы дети смогли учиться строить свои отношения друг с другом, так как в сюжетно-ролевых играх чаще всего взаимодействие происходит между несколькими воспитанниками. Во время игр дети учатся самостоятельно договариваться друг с другом, решать вопросы совместно, что способствует развитию дружеских и партнёрских взаимоотношений.
Чтобы были у детей знания о профессиях взрослых, в своей работе мы проводим разные игровые технологии: занятия, беседы о труде взрослых, наблюдения, разные игры, читаем художественную литературу, используем презентации и видеофильмы о разных профессиях. Особенно у старших дошкольников разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом ребенок свободен в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку — «указку», он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.
Наблюдая с детьми на прогулке за трудом дворника, мы знакомим их, не только с содержанием работы, но и подчеркиваем значимость труда данной профессии. Прививаем тем самым уважительное отношение к труду, желание поддерживать порядок и самим принимать участие в работе.
Во время экскурсий по детскому саду обращаем внимание детей на большое количество сотрудников занятых разной работой. На кухне работают повара и их помощники, они готовят еду для всех детей. Познакомили детей с работой операторов стиральных машин. Дети с интересом слушали, наблюдали. Посетили медицинский кабинет медсестра рассказала о своей профессии. Так постепенно мы познакомили детей с работниками разных профессий занятых в детском саду. Ходили на экскурсию в магазин, кафе, музей. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы как правило, используем наглядные и практические методы умело сочетаем их со словесными. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Ознакомление с профессиями детей дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи бережного отношения.
Работа по организации профориентации дошкольников в нашей группе принесла положительные результаты: дети стали, более раскрепощенными и самостоятельными, знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. В дальнейшем мы планируем продолжать работу детского сада по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.
Список использованной литературы.
Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014/
Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. – № 9.
Примерная основная общеобразовательная программа «Детство». Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. И. и др. ФГОС. «Детство-Пресс», 2015г.
Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 9
Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников. — 2011. — № 3
Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем. — 2006. — № 1.
Использование Интернет-ресурсов.