Галина Синюкова
Позитивная социализация дошкольника: опыт, основанный на одобрении и радости
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок – это особый мир, поражающий своим многообразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Как познать ребенка, как подобрать ключик к его поведению, поступкам, направить их на укрепление здоровья и адаптацию в социуме, не ущемляя личностных интересов? Какие средства можно использовать, чтобы воздействие было не холодным руководством, а животворящим, чистым родником, который укреплял бы естественные силы ребенка и помогал ему расти? Эти вопросы направляют на поиск опыта, актуализацию современных проблем образования и путей всестороннего развития, социальную адаптацию детей с аллергопатологиями и психосоматическими расстройствами.
Публикация «Позитивная социализация дошкольника: опыт, основанный на одобрении и радости» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других – залог позитивной социализации. Иногда она протекает легко, порой сурово сталкивает малыша с действительностью.
Поэтому целью своей работы считаю развитие у детей первоначальных представлений о мире, включение их в систему социальных отношений с одновременной коррекцией регуляции поведения с учетом интересов и прав окружающих. В соответствии с принципами развивающего обучения стараюсь организовать совместную деятельность с воспитанниками так, чтобы формировать их познавательную активность, самостоятельность, развивать психические функции. Очень важно, как ребенок усваивает представления, как овладевает способами действий, как стремится ими управлять. Позитивная социализация органично сочетается с двигательной, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественно-эстетической деятельностью. Всегда используется игра – как ведущий вид деятельности, решение проблемных ситуаций, моделирование, речевые ситуации и многие другие. Чтобы ребенок получал новый опыт с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям, выстаиваю позицию : быть готовой наравне с детьми познавать окружающий мир и себя.
Исходя из специфики направления работы ГБДОУ компенсирующего вида с детьми с ОВЗ, физиологических особенностей детей группы, их потребностей в подвижных играх, направленности педагогического процесса на коррекционное развитие, проводятся проекты цель которых – обогатить представления детей о человеке средствами игры.
Основные задачи :
1. Изучение возможностей развивающей среды, проведение поэтапной методики развития представлений детей с аллергопатологией о человеке.
2. Создание комплекса игр с использованием ТРИЗ методом морфологического анализа, формирующие представления о человеке, его потребностях, характере отношения к себе и своему здоровью, обогатить новым содержанием подвижные и творческие игры.
3. Развитие любознательность, активность, познавательные интересы, умение управлять собой, способствовать решению детьми мыслительных задач.
Игры каждого этапа усложнялись приемами:
• Введение нового правила.
• Определение играющих.
• Организация игры.
• Введение «штрафа» за нарушение правил.
• Организация игры с неполным набором компонентов.
Это позволяет детям проявить творческий поиск, а мне изменить позицию игрового сопровождения и дифференцированно подходить к детям с различным опытом представлений. Игра явилась основным средством формирования представлений о человеке, его здоровье у детей, а использование пошаговой методики обеспечило нарастание самостоятельности и творчества детей. 1 шаг я направила на самостоятельное изучение детьми новых игр, выявляла игровые предпочтения и развивала их познавательную активность. 2 шаг связала с совместной игровой деятельностью: развивала умение общаться, понимать и принимать правила, достигать результата. На 3 шаге побуждала к самостоятельности, проявлению творческих способностей.
В настоящее время меня заинтересовала возможность развития у воспитанников поисковой деятельности, где они активно развивают свои интересы, ищут, исследуют, расширяют кругозор, обогащают реальные представления о предметах (их свойствах, отношениях, качествах, взаимоотношениях с другими объектами, материалами, природном окружении). Одновременно развиваются органы чувств, психические процессы: восприятие, сравнение, анализ, синтез, логическое мышление, воображение, представления об эталонах. Дети ориентируются в пространстве и времени, самовыражаются в творческих работах. Они рады рассказать об открытиях, пытаются объяснить обнаруженные закономерности, сделать выводы. А это стимулирует развитие речи: расширяется и уточняется лексика, развивается разговорная, описательная, повествовательная речь, речь-доказательство, рассуждение. Главной особенностью я считаю то, что поисковая деятельность несет опережающий характер, ориентирует ребенка на ЗБР, причем ее он может формировать самостоятельно, исходя из своих текущих потребностей.
Поэтому сейчас я обобщаю опыт по организации поисково-экспериментальной работы и разрабатываю педагогическую технологию, построенную на модели трех вопросов:
«Что знают?», «Что хотят узнать?», «Что нужно сделать, чтобы узнать?».
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира, исследования объектов, материалов у детей дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Таким образом, «серьезная» деятельность детей по развитию реальных социальных качеств реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет им интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки.