Виктория Владимировна
Повышение эффективности развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и представлена в целевых ориентирах на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования.
Публикация «Повышение эффективности развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, назрела необходимость в поиске эффективных методов работы с детьми и их родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь детей напрямую связаны с мелкой моторикой рук, развитие которой – кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, скоординированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных действий. Степень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Что нужно делать педагогу, чтобы процесс развития был более продуктивным? Как заинтересовать детей?
Для решения этой проблемы мы поставили перед собой следующие задачи: совершенствовать предметно – пространственную развивающую среду группы; развивать мелкую моторику пальцев рук начиная с детей раннего возраста посредством авторского нетрадиционного материала.
При разработке нестандартного оборудования использовали бросовый и природный материал, фетр, дерево, нитки, прищепки, липучки, фоамиран, мягкий пластик, кнопки, губки, крупы, пробки и т. д. Использовать авторский игровой материал начали с детьми первой группы раннего возраста. Внешний вид развивающих игр сразу же привлек внимание детей и вызвал у них устойчивый интерес к манипуляциям с ним.
С серией игр «Пальчиковые шаги» произошло первое знакомство детей с сенсорной практикой. Детей учили подбирать предметы (прищепки, шарики, шнурки) по цвету, размеру, определять на ощупь предметы. Такого рода приёмы работы стабилизировали эмоциональное состояние, существенно усиливали желание ребёнка экспериментировать и работать самостоятельно, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учился прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, способствовало развитию речи, мышления, восприятия, произвольного внимания и памяти.
Положительная динамика в развитии мелкой моторики позволила перейти к развитию тактильных ощущений пальцев рук с помощью серии игр «Пальчиковые бродилки», «Лабиринты», «Волшебная проволочка», «Сказочные дорожки», массажа рук природным и подручным материалом; упражнений в пальчиковом бассейне; игр с песком и водой.
Следующим этапом работы, с учетом принципа усложнения, стало совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по подражанию; умения хватать щепотью; умения выполнять действия, способствующие развитию навыков самообслуживания (расстегивать и пытаться застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстегивать и застегивать «молнию»). В разных видах детской деятельности использовались авторские шнуровки и застежки, обводки по внутреннему и внешнему краю, штриховка, изготовление бус, различные виды мозаик, разнообразные рамки-вкладыши, теневой театр, пальчиковый театр, выполнение фигурок из палочек, изображение фигурок при помощи нити, пальчиковые игры.
В целях популяризации авторского нестандартного оборудования среди педагогов был обобщен авторский методический сборник «Умные пальчики», содержащий его описание, картотеку развивающих игр по всем направлениям развития детей и методические рекомендации по использованию в совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей.
Для повышения эффективности процесса развития мелкой моторики детей раннего и младшего возраста осуществлялось тесное взаимодействие с родителями. В ходе индивидуальных бесед, подгрупповых консультаций, мастер – классов родители познакомились с методикой использования нестандартного оборудования «Умные пальчики». В группе функционирует родительский уголок «Поиграем с детьми дома», в котором мы размещаем игровое оборудование по принципу от простого к сложному для «домашнего» использования, ведь продуктивность занятий возрастет, если родитель не ограничивается знанием того, что нужно делать, а вместе с ребенком берется за решение совместной задачи.
Наблюдения показали, что поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования позволило повысить заинтересованность детей творческим взаимодействием, последовательно развить сложно-координированные движения рук, скорректировать движения на равновесие, активизировать речевую и познавательную деятельность, повысить работоспособность и общее развитие детей раннего и младшего возраста.