Татьяна Крайнова
Повышение эффективности пед. процесса в ДОУ на основе использования ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Повышение эффективности педагогического процесса в ДОУ
на основе использования информационных коммуникационных технологий»
Условия формирования опыта.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Это и Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, то есть все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Публикация «Повышение эффективности пед, процесса в ДОУ на основе использования ИКТ» размещена в разделах
Актуальность опыта.
Использование ИКТ в психолого-педагогическом процессе ДОУ – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ.
Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями может сделать занятие с детьми привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Применение компьютерной техники помогает сделать интерактивным любое методическое мероприятие ДОУ: педсовет, консультацию, практикум. Использование ИКТ позволяет обмениваться опытом с коллегами, советоваться, консультироваться, делиться своими наработками оперативно и в глобальном масштабе, стоит только включить компьютер.
На все вопросы родителей можно отвечать при помощи виртуальных путешествий по детскому саду; индивидуальных презентаций; фото- и видеоотчетов о насыщенной жизни группы и ДОУ; консультаций, рекомендаций, памяток, регулярно обновляемых на страницах сайта ДОУ. В процессе поиска нестандартных форм проведения родительских собраний в детском саду мы все чаще начинаем обращать внимание на современные информационные технологии. Компьютерная интернет-связь в детском саду – это, прежде всего, быстрая связь с родителями.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной активности воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:
1. Предъявление информации в игровой форме на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес.
2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
4. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительную, слуховую, моторную.
5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно.
6. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей.
7. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения.
8. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
В работе с родителями применение ИКТ имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами.
Во-первых, родители имеют возможность следить за жизнью группы.
Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов.
В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).
Это очень актуально в настоящее время: обычно родители забирают детей с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.
Педагогами ИКТ широко используются в методической работе. Любое методическое мероприятие, становясь интерактивным, повышает творческий потенциал воспитателей, уровень их квалификации. Педагоги имеют возможность перенимать опыт коллег. Активно используют ИКТ при оформлении развивающей среды группы, проведении НОД, развлечений с детьми. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени для более тесного взаимодействия с детьми.
Технология опыта. Работа с детьми.
С детьми, начиная со средней группы, я начала применять ИКТ при подготовке к непосредственно образовательной деятельности. Мы с детьми просматривали мультфильмы и знакомились с героями сказок, которые придут к нам на занятия. ИКТ явились средством интерактивного обучения, которые позволии стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Во время занятий и индивидуальной работы с детьми на ноутбуке организовывала показ различных картин и фотографий.
Работа с родителями.
Для родителей я делала видеозаписи различных моментов жизни детей в детском саду. Тем самым повышая уровень педагогических знаний родителей, их заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом.
Проводила родительские собрания с показом слайд-шоу из фотографий. Создавала консультации-листовки по интересующим родителей вопросам. Использовала Интернет – ресурсы для оформления и обогащения предметно – развивающей среды группы. Это помогло мне качественно, практично и эстетично оформить книжный и родительский уголок в группе.
В апреле 2011 года я создала персональный сайт нашего МДОО, на страницах которого, как администратор, помещаю различные материалы для родителей и коллег, посвященные жизни группы и детского сада: фото, советы, консультации, презентации и пр. В своем личном блоге приглашаю родителей к интерактивному общению.
8 слайд. Работа с педагогами.
Оформление мониторинга образовательного процесса я также осуществляла при помощи ИКТ. Я создала электронные таблицы для фиксирования и подсчета результатов мониторинга детского развития и освоения образовательных областей. При помощи этих таблиц, оценивая уровень развития ребенка, можно получить средние значения и диаграммы. Данные таблицы предназначены для использования и другими педагогами нашего ДОУ. При подготовке и проведении методических мероприятий широко используется мультимедийные презентации, слайд-шоу, которые научились делать многие педагоги нашего ДОУ. Стал возможен более легкий и быстрый обмен педагогическим опытом.
Положительную динамику влияния ИКТ на детей, родителей и педагогов мне помогли отследить такие методы, как наблюдение, анкетирование, мониторинг детского развития и уровня освоения образовательных областей.
Результативность опыта.
В результате моей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать.
Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами детского сада в воспитании и обучении детей.
Я оказывала и оказываю помощь педагогам ДОУ в освоении ИКТ. Воспитатели стали интенсивнее применять компьютерные программы, Интернет при оформлении планов психолого-педагогической деятельности, что значительно сократило время этой работы. Педагоги чаще пользуются ИКТ при проведении НОД, развлечений, оформлении предметно-развивающей среды группы. Методические мероприятия ДОУ стали проводиться с применением ИКТ, что играет немаловажную роль в повышении квалификации воспитателей.
Данный опыт будет всегда актуальным и востребованным, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Это дает нам возможность идти в ногу со временем, делая педагогический процесс более эффективным.
Наверное, можно придумать ещё что-то интересное!
Хочу пожелать всем воспитателям успешного освоения и использования компьютера, Интернета и разных компьютерных программ!