Приложение МААМ

Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры

Ольга Зиньковская
Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольников в последние годы приобрело актуальный характер. Ухудшение состояние окружающей среды, постоянные природные катоклизмы заставляют человечество задуматься о последствиях бездушной эксплуатации естественных источников окружающего мира. Настоящее и будущее поколение человечества должно быть подготовлено к рациональному использованию и бережному отношению к природе в любых его проявлениях.

Публикация «Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры» размещена в разделах

Младший дошкольник смотрит на мир широко открытыми глазами, жадно впитывает всю предлагаемую человеком и природой информацию, копирует образцы поведения и отношения к окружающей природе.

В процессе экологического воспитания ребенок проходит четыре ступени: познание, понимание, отношение, поведение. Эти ступени нельзя воспринимать как некую лестницу, по которой ребенок идет к совершенству экологической культуры. Это скорее этапы психологической перестройки самосознания человека по отношению к природному сообществу.

Успешность прохождения всех этих ступеней зависит от того, кто будет сопровождать ребенка, кто будет создавать необходимые условия для формирования полноценной личности экологически грамотного ребенка.

Первая ступень – познание. Ребенок узнает природный мир, запоминает названия растений, определяет к какому классу относится то или иное животное и т. д. Ребенка завораживает красота природы родного края, удивляет разнообразие животного мира. Все хочется потрогать, пощупать, сорвать и унести к себе домой, не задумываясь о последствиях для сорванного живого существа. Растение завяло, превратилось в сухую траву, можно выбросить и забыть… Ведь в природе существует так много таких же или еще более интересных растений! Вот так один незначительный поступок укладывается в фундамент дальнейшего поведения ребенка.

Человек познает природный мир на протяжении всей своей жизни. Первоначальные знания о растениях и животных ребенок получает от взрослого и важно, чтобы преподносимая информация была научно обоснованной и доступной для понимания ребенком на каждом возрастном этапе. Как часто можно слышать от воспитателя такое: животный мир делится на животных, птиц, рыб и т. д. Но ведь это все животные! Как часто пауков относят к насекомым, а все что плавает в океане к рыбам, даже китов!А ведь каждый педагог заканчивал школу и несколько лет изучал ботанику, зоологию. Так искаженные знания перекачевывают от педагога в головы воспитанников. И это не голословный факт. Проводимое на курсах повышения квалификации воспитателей тестирование показало познавательную безграмотность в области биологии у 30% педагогов детских садов. Задаваемые тесты были взяты из школьных учебников и касались общепринятых знаний и понятий. Взрослые путались в определении количества ног у мухи и паука, не знали является ли лиственница хвойным деревом, гриб – это растение или животное и т. д.

В многочисленных энциклопедиях, стоящих на полках книжных магазинов, на сайтах интернета сейчас можно найти так много удивительных рассказов о растениях и животных! Все это сопровождается яркими иллюстрациями, чтобы увлечь и заинтересовать дошкольника! К сожалению, по объективным причинам дети редко выходят на экскурссии в ближайший парк, лесной массив, чтобы поближе познакомится с объектами природы. Но помочь педагогам заменить их могут созданные на территории детского сада экологические тропы. Над созданием которых придется потрудиться всему коллективу педагогов с привлечением родителей. Видовые точки тропы только тогда будут интересны детям, когда они смогут практически поучаствовать в их изучении и даже создании. Проект «Дерево» позволит не только изучить сезонные явления природы, но и позволит поухаживать за ним, потрудиться в природе. Проект «Охота на погоду» заинтересует в определении погодных изменений, позволит «поработать» на «метериологической станции». На прогулке организуются увлекательные дидактические игры «Волшебный платок», «Десять прикосновений», «Найди такой же» и другие.

Таким образом, дошкольники осваивают еще одну ступень – понимание. Понимание значимости окружающей нас природы для человека.

Наблюдение за объектами природы как во время организованной образовательной деятельности, так и во время осуществления проектов позволяют каждому ребенку понять, что в природе все рационально организованно: каждый индивидум живой природы, будь то растение или животное живет, питается и производит потомство в гармонии с сезонными и погодными колебаниями, происходящими в неживой природе. Любое необдуманное вторжение в этот сбалансированный мир несет за собой, подчас, необратимые процессы, вплоть до вымирания определенных видов живых организмов. Человек пытается сохранить природные объекты, так появилась «Красная книга природы». А в детском саду прижилась «Жалобная книга природы», которая помогает дошкольникам подняться на следущую ступень экологической культуры – отношение. Осознанное отношение дошкольников к природе формируется постепенно к старшему возрасту. Они самостоятельно или при содействии воспитателя ведут наблюдения за объектами природы и заполняют дневники наблюдения.

Старших дошкольников увлекает опытническая деятельность. Однако следует помнить,что объектам природы нельзя причинять вред. Например, не срывать веточки с листочками с дерева, чтобы узнать как влияет вода на живой организм. Достаточно поднять упавшие веточки с дерева после сильного ветра. Это же относится и к засушиванию растений для гербария. Яркие, выразительные фотографии вызовут у ребенка больше положительных эмоций, чем безжизненное серо-коричневое подобие бывшего красивого растения, не вызывающего у ребенка эмоционального восторга.

Ушли в прошлое и живые уголки в группах детского сада. Это справедливо не только к детям, страдающим от аллергии, но и к остальным детям, видящим, подчас, отсутствие должного ухода за животными, находящимися в неволе.

Наиболее сложно сформировать у дошкольников активную позицию защитника природы, поднявшегося на четвертую ступень экологической культуры – поведение. Осознанное поведение в природе могут проявить дошкольники подготовительной к школе группы и младшие школьники. Дети этого возраста способны включится в общественнополезный труд на территории своего детского сада: уход за растениями на огороде, в цветнике; забота о зимующих птицах. В данном возрасте возможны проведение различных экологических акций : «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Осторожно, муравей!», «Первоцветы» и другие. Для формирования активной жизненной позиции дошкольника в области экологической культуры помогает шефская работа в младших группах, когда старшие помогают ухаживать за цветником на площадке малышей, рассказывают экологические сказки, показывают театральные постановки. В группе оформляется фотоколлаж «Береги природу!».

Прохождение детьми всех ступеней формирования экологической культуры невозможно без участия родителей в экологических проектах, без демонстрации истинно заботливого отношения к природе. Совметное участие пап, мам и ребенка в природоохранных акциях не только укрепляет семью, но и формирует личность ребенка, его стремление защитить природу. Такой ребенок не обидит маленького котенка, не задавит беззащитного насекомого, не будет ловить бабочку, а полюбуется ее полетом.

В портфолио дошкольника появилась страничка «Защитник природы», где ребенок делится опытом своего заботливого отношения к братьям нашим меньшим. Данное портфолио ребенок понесет в школу, в первый класс, где педагоги школы подхватят эстафету экологического воспитания ребенка на более высоком уровне. Заложенный фундамент экологической культуры дошкольника пополнится новыми знаниями и ответственным отношением и добросовестным поведением в природе.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников 2Слайд. «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей, внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя».

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников " Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников" В соответствии с ФГОС ДО одной.

Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Золотой петушок» Департамент образования Администрации города.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Изучение познавательной активности дошкольников Уважаемые коллеги! Сегодня делюсь с Вами диагностикой В. С. Юркевича, позволяющей выявить познавательные интересы дошкольников. Интерпретируя.

Лэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольниковЛэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольников В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность, а проявляется она в бесконечных детских "Почему?". Активный - это значит.

Повышение познавательной активности детей в процессе развития речи Современные требования ФГОС ДО предполагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед многими педагогами ставится задача.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования. Развитие познавательных интересов дошкольников является.

Развитие экологической культуры дошкольников Развитие экологической культуры дошкольников Сильное ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Современные средства формирования познавательной активности старших дошкольников Концепция развития современного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений на формировании творческой, самостоятельной личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры
Опубликовано: 18 октября 2019 в 14:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зиньковская (УИ 2055462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД