Ольга Зиньковская
Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры
Экологическое воспитание дошкольников в последние годы приобрело актуальный характер. Ухудшение состояние окружающей среды, постоянные природные катоклизмы заставляют человечество задуматься о последствиях бездушной эксплуатации естественных источников окружающего мира. Настоящее и будущее поколение человечества должно быть подготовлено к рациональному использованию и бережному отношению к природе в любых его проявлениях.
Публикация «Повышение познавательной активности дошкольников в области экологической культуры» размещена в разделах
Младший дошкольник смотрит на мир широко открытыми глазами, жадно впитывает всю предлагаемую человеком и природой информацию, копирует образцы поведения и отношения к окружающей природе.
В процессе экологического воспитания ребенок проходит четыре ступени: познание, понимание, отношение, поведение. Эти ступени нельзя воспринимать как некую лестницу, по которой ребенок идет к совершенству экологической культуры. Это скорее этапы психологической перестройки самосознания человека по отношению к природному сообществу.
Успешность прохождения всех этих ступеней зависит от того, кто будет сопровождать ребенка, кто будет создавать необходимые условия для формирования полноценной личности экологически грамотного ребенка.
Первая ступень – познание. Ребенок узнает природный мир, запоминает названия растений, определяет к какому классу относится то или иное животное и т. д. Ребенка завораживает красота природы родного края, удивляет разнообразие животного мира. Все хочется потрогать, пощупать, сорвать и унести к себе домой, не задумываясь о последствиях для сорванного живого существа. Растение завяло, превратилось в сухую траву, можно выбросить и забыть… Ведь в природе существует так много таких же или еще более интересных растений! Вот так один незначительный поступок укладывается в фундамент дальнейшего поведения ребенка.
Человек познает природный мир на протяжении всей своей жизни. Первоначальные знания о растениях и животных ребенок получает от взрослого и важно, чтобы преподносимая информация была научно обоснованной и доступной для понимания ребенком на каждом возрастном этапе. Как часто можно слышать от воспитателя такое: животный мир делится на животных, птиц, рыб и т. д. Но ведь это все животные! Как часто пауков относят к насекомым, а все что плавает в океане к рыбам, даже китов!А ведь каждый педагог заканчивал школу и несколько лет изучал ботанику, зоологию. Так искаженные знания перекачевывают от педагога в головы воспитанников. И это не голословный факт. Проводимое на курсах повышения квалификации воспитателей тестирование показало познавательную безграмотность в области биологии у 30% педагогов детских садов. Задаваемые тесты были взяты из школьных учебников и касались общепринятых знаний и понятий. Взрослые путались в определении количества ног у мухи и паука, не знали является ли лиственница хвойным деревом, гриб – это растение или животное и т. д.
В многочисленных энциклопедиях, стоящих на полках книжных магазинов, на сайтах интернета сейчас можно найти так много удивительных рассказов о растениях и животных! Все это сопровождается яркими иллюстрациями, чтобы увлечь и заинтересовать дошкольника! К сожалению, по объективным причинам дети редко выходят на экскурссии в ближайший парк, лесной массив, чтобы поближе познакомится с объектами природы. Но помочь педагогам заменить их могут созданные на территории детского сада экологические тропы. Над созданием которых придется потрудиться всему коллективу педагогов с привлечением родителей. Видовые точки тропы только тогда будут интересны детям, когда они смогут практически поучаствовать в их изучении и даже создании. Проект «Дерево» позволит не только изучить сезонные явления природы, но и позволит поухаживать за ним, потрудиться в природе. Проект «Охота на погоду» заинтересует в определении погодных изменений, позволит «поработать» на «метериологической станции». На прогулке организуются увлекательные дидактические игры «Волшебный платок», «Десять прикосновений», «Найди такой же» и другие.
Таким образом, дошкольники осваивают еще одну ступень – понимание. Понимание значимости окружающей нас природы для человека.
Наблюдение за объектами природы как во время организованной образовательной деятельности, так и во время осуществления проектов позволяют каждому ребенку понять, что в природе все рационально организованно: каждый индивидум живой природы, будь то растение или животное живет, питается и производит потомство в гармонии с сезонными и погодными колебаниями, происходящими в неживой природе. Любое необдуманное вторжение в этот сбалансированный мир несет за собой, подчас, необратимые процессы, вплоть до вымирания определенных видов живых организмов. Человек пытается сохранить природные объекты, так появилась «Красная книга природы». А в детском саду прижилась «Жалобная книга природы», которая помогает дошкольникам подняться на следущую ступень экологической культуры – отношение. Осознанное отношение дошкольников к природе формируется постепенно к старшему возрасту. Они самостоятельно или при содействии воспитателя ведут наблюдения за объектами природы и заполняют дневники наблюдения.
Старших дошкольников увлекает опытническая деятельность. Однако следует помнить,что объектам природы нельзя причинять вред. Например, не срывать веточки с листочками с дерева, чтобы узнать как влияет вода на живой организм. Достаточно поднять упавшие веточки с дерева после сильного ветра. Это же относится и к засушиванию растений для гербария. Яркие, выразительные фотографии вызовут у ребенка больше положительных эмоций, чем безжизненное серо-коричневое подобие бывшего красивого растения, не вызывающего у ребенка эмоционального восторга.
Ушли в прошлое и живые уголки в группах детского сада. Это справедливо не только к детям, страдающим от аллергии, но и к остальным детям, видящим, подчас, отсутствие должного ухода за животными, находящимися в неволе.
Наиболее сложно сформировать у дошкольников активную позицию защитника природы, поднявшегося на четвертую ступень экологической культуры – поведение. Осознанное поведение в природе могут проявить дошкольники подготовительной к школе группы и младшие школьники. Дети этого возраста способны включится в общественнополезный труд на территории своего детского сада: уход за растениями на огороде, в цветнике; забота о зимующих птицах. В данном возрасте возможны проведение различных экологических акций : «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Осторожно, муравей!», «Первоцветы» и другие. Для формирования активной жизненной позиции дошкольника в области экологической культуры помогает шефская работа в младших группах, когда старшие помогают ухаживать за цветником на площадке малышей, рассказывают экологические сказки, показывают театральные постановки. В группе оформляется фотоколлаж «Береги природу!».
Прохождение детьми всех ступеней формирования экологической культуры невозможно без участия родителей в экологических проектах, без демонстрации истинно заботливого отношения к природе. Совметное участие пап, мам и ребенка в природоохранных акциях не только укрепляет семью, но и формирует личность ребенка, его стремление защитить природу. Такой ребенок не обидит маленького котенка, не задавит беззащитного насекомого, не будет ловить бабочку, а полюбуется ее полетом.
В портфолио дошкольника появилась страничка «Защитник природы», где ребенок делится опытом своего заботливого отношения к братьям нашим меньшим. Данное портфолио ребенок понесет в школу, в первый класс, где педагоги школы подхватят эстафету экологического воспитания ребенка на более высоком уровне. Заложенный фундамент экологической культуры дошкольника пополнится новыми знаниями и ответственным отношением и добросовестным поведением в природе.