Анастасия
Поурочное планирование учебного материала по дизайну
▼ Скачать + Заказать документы
Поурочное планирование учебного материала по дизайну.
Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
Тип урока: смешанный.
Задачи:
1. Дать новые знания учащимся (образовательная);
2. Воспитывать чувство гармонии в такой области дизайна, как графический;
3. Развитие личности и расширение мировоззрения.
Оборудования учителя: учебные таблицы, указка, проектор для показа слайд-шоу, компьютер.
Публикация «Поурочное планирование учебного материала по дизайну» размещена в разделах
Материалы учеников : тетрадь для записей, ручка шариковая, альбом для зарисовок, фломастер черный, карандаш простой, ластик, набор фантиков от конфет из дома.
План урока :
1. Организационная часть – 2 мин. ;
2. Объяснение нового материала – 30 мин. ;
3. Обобщение и закрепление пройденного материала – 10 мин. ;
4. Подведение итогов и домашнее задание – 3 мин.
1) Организационная часть:
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2) Объяснение нового материала :
Учитель: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», Предлагаю вам послушать стихотворение:
- Художник, смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке.
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки.
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке,
Как чёрные тени стоят.
- Художник! Смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался – видно не зря!
М. Бородицкая
- О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)
Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.
Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
1. Сообщение темы урока.
Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.
1. Изучение нового материала.
Общее понятие о форме.
Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).
форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).
1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.
При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.
Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)
- Какую форму имеют ящики, книги?
Ученики. Форму параллелепипеда.
- Вспомните из математики, что такое параллелепипед.
Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.
- Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.
Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.
- Что представляет собой конус?
Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.
- Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.
1. Актуализация знаний учащихся.
Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.
Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.
Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развё ртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.
Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2R.
Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра, показано на рисунках. Показ разверток
построение здания из простых геометрических тел.
Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.
Домашнее задание: Сконструировать из бумаги простые геометрические тела.
Изобразить сложную форму предмета как соотношение простых геометрических тел.