Оксана Сергеевна Аркатова
Потенциал инновационной деятельности в развитии личности ребенка во внеурочной и кружковой работе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема внедрения в современную систему обучения инновационных технологий не теряет своей актуальности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего и профессионального образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся.
Публикация «Потенциал инновационной деятельности в развитии личности ребенка во внеурочной и кружковой работе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочной деятельностью называют различные виды деятельности детей, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Деятельность, организуемая во внеурочное время, ориентирована на интересы обучающихся и, предоставляя им возможность выбора, способствует их самореализации и самоопределению.
Внеурочная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы детей в неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках. В свободное от уроков время обучающиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, способствующих углублённому изучению того или иного предмета.
Модель организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.
Кроме того, модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей.
На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные занятия направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности :
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
общекультурное;
общеинтеллектуальное;
социальное.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр, детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.
Духовно-нравственное и общекультурное направления реализуются через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др. ; кружки технического творчества (лего-конструирование, домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом, игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т. д.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п., школьный музей-клуб и др.
В социальном направлении может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др. Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др., военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Волонтёрская деятельность : шефство.
Внеурочная деятельность обеспечивает проявление и развитие активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя.
Для реализации в образовательном учреждении внеурочной деятельности доступны следующие виды:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм деятельности. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность обучающихся, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Во внеклассной же работе занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу. Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к учебной дисциплине, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся.
Почти все формы внеурочной и внеклассной деятельности представляют собой массовые средства воспитательного характера на детей. Каждой из них характерно свое построение и содержание, определяющее возможность применения ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Практически все формы внеклассной деятельности несут в себе тот или иной элемент игры. Несомненно, привить интерес, а может и любовь к учебной дисциплине можно только через игру.
Для достижения выше указанных целей и задач необходимо использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности :
- Интернет технологии.
Сегодня Интернет технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять во внеурочной деятельности.
- Игровое проектирование.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа:
- исследовательский;
- поисковый;
-творческий (креативный);
- прогностический;
- аналитический.
Игровое проектирование осуществляется с функционально - ролевых позиций, воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом.
- Тренинг.
Тренинг сегодня стал самой распространенной интерактивной технологией среди методов игрового обучения, предметом которых является профессиональное взаимодействие.
Для того чтобы добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям:
-следить за временем, чтобы закончить вовремя;
- избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»;
-задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы;
- предлагать коллективное задание («выгружение» из игры) на 3 — 5 мин и завершать его публичной презентацией;
- оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал;
- получать от участников обратную связь (например, какие эмоции и чувства они испытывали во время тренинга или в данный момент);
-напоминать обучаемым, чего им удалось достичь («сухой остаток»);
- благодарить всех за сотрудничество в достижении целей мероприятия.
- Ролевые игры.
Ролевые игры, как и все интерактивные технологии, основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры являются не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами: не «человек—предмет», а «человек—человек». Отмеченная специфика ролевой игры обусловливает ее предпочтительное применение в психотерапевтических и личностных тренингах. Ролевая игра может использоваться также в обучающих целях — если ее содержанием становится управленческая ситуация, т. е. игра принимает деловой характер и направлена на развитие умений взаимодействовать с другими людьми.
На играх все участники имеют равные возможности. Они — коллеги, равноправные партнеры, и поэтому каждый говорит другому, в том числе и преподавателю, то, что считает необходимым. Для некоторых обучаемых и преподавателей это оказывается порой шокирующей неожиданностью, к которой и те и другие бывают психологически не готовы.
- Мастер-класс.
Наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) — его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов.
- Информационный лабиринт (баскетметод).
Методика проведения заключается в следующем: обучаемым раздаются листы, на которых представлены различные ситуации и вопросы, касающиеся технической сферы или межличностных отношений. Задача обучаемого — принять верное решение согласно фактам данной конкретной ситуации, причем обычно решение надо выбрать из нескольких вариантов. Каждый ответ ведет обучаемого к следующей ситуации и так далее, пока не будет достигнут конечный результат. Каждый обучаемый может выбрать свой собственный путь, цель которого — пройти через лабиринт к окончательному решению, сделав наименьшее количество шагов. Обучаемый, который хорошо уяснил принципы отбора ситуаций, сможет быстро дойти до конца, выбрав правильные ответы на практические вопросы. Неумелый или некомпетентный обучаемый, скорее всего, сделает неправильный выбор, и ему придется вернуться назад на исходную позицию и снова идти до конца (если он вообще до него дойдет). Цель технологии информационного лабиринта заключается в том, чтобы научить выбирать верные методы или отношения, учась на своих ошибках. После выполнения задания преподавателю необходимо вместе со всеми обсудить причины выбора верных и неверных решений. Эта технология может быть очень полезна в том случае, если отражает содержание обучения, например: если изучается процесс принятия решений или технология «дерево решений».
Таким образом, достичь эффективности применения инновационных технологий можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным игротехником, тренингистом, коммуникатором, презентатором. Это означает, что он:
- владеет умением слушать других;
- может ясно и четко формулировать свои мысли, взгляды,
позицию;
-является аналитиком, способным осуществлять объективную
экспертизу и выявлять причины отклонений, тупиковых или конфликтных
ситуаций;
- обладает стрессоустойчивостью и эмоциональной культурой;
- проявляет терпимость и лояльность к аудитории;
- знает разнообразные технологии и техники взаимодействия и
умеет гибко их использовать;
- имеет высокий уровень дискуссионной культуры;
- способен вербально влиять на участников занятий и вести свою линию;
- умеет сам учиться и извлекать уроки;
- представляет собой творческого импровизатора, стремящегося
мобильно перестраиваться в пространстве, регламенте, средствах взаимодействия, формах интерактивного контакта;
-является харизматической личностью, чей ум, обаяние, энергетический потенциал и чувство юмора не только привлекают и восхищают других,
но и «заряжают» их оптимизмом, уверенностью в себе, желанием развиваться и совершенствоваться.
Именно эти характеристики дают шанс современному преподавателю быть конкурентоспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, но и интенсивными интерактивными технологиями, с помощью которых можно довести ее до обучаемых в рамках партнерского, паритетного общения и добиться эффективного освоения изучаемой учебной дисциплины.