Сиченко Ольга Семеновна
Сценарий экологического праздника для юных защитников природы «Посвящение в эколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сформировать у детей экологическую культуру? Пригласите в гости к воспитанникам эколят – юных защитников природы. Они не только научат правильно вести себя на природе, но и покажут, как важно следить за порядком и помогать обитателям леса.
Действующие лица: лесная фея (взрослый, Шалун Елочка, Мусоровище (Лесник, Безобразник (эколята-дошколята)
Задачи:формировать у воспитанников экологическую культуру;
Публикация «Сценарий экологического праздника для юных защитников природы „Посвящение в эколята“» размещена в разделах
- Посвящение в эколята. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Сценарии
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
развивать творческие способности.
Оборудование:цветные резинки из бумаги или ткани, к которым прикреплены бабочки, стрекозы, цветы; грязный плащ (для Мусоровище); рогатка и магнитофон (для Безобразника); пилотки и значки (для каждого воспитанника); картонная коробка, стеклянная банка, пластиковый пакет, жестяная банка, велосипедная шина (для игры «Чем опасен мусор?»); обруч, тематические картинки «Промышленный мусор», 3 игрушечных грузовика с надписями: «Металлолом», «Пластик», «Стекло» (для игры «Рассортируй мусор»); картинки с изображением норы, дерева, реки (для игры «Кто где живет»); картонная эмблема «Лесник», на которой изображены деревья, грибы, ягоды, животные, птицы; знаки «Правила поведения в природе»; глобус, пакет для мусора, саженец, лопатка и ведро с водой; игрушка лесная птица как один из элементов оформления зала;
большая прозрачная колба (2 шт., воронка и ватные диски, емкость с грязной водой, порошок активированного угля (для игры-эксперимента «Очищение воды»); аудиоаппаратура.
Под спокойную музыку (по выбору воспитателя) воспитанники средней группы с цветными резинками на руках входят в зал, обходят его по периметру и садятся на стулья. Под веселую музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники старшей и подготовительной групп вбегают в музыкальный зал и исполняют произвольный танец. По окончании танца садятся на стулья. Четыре воспитанника встают полукругом в центре зала и по очереди читают строки из стихотворения И. Петросян.
1-й ребенок:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
2-й ребенок:
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
3-й ребенок:
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
4-й ребенок:
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидим шар там голубой,
Любимую планету!
Дети встают в круг и поют песню «Не уроните шарик» (муз и сл. Т. Залужной).
Во время исполнения передают друг другу большой глобус. Затем садятся на места.
Под музыку (по выбору воспитателя) в зал входит
Лесная фея и читает стихотворение Н. Шолоховой Хитоми «Лесные сказки»
с небольшими изменениями.
Лесная фея:
Здравствуйте, дети и взрослые!
В лесу живу я – Лесная фея
Среди букашек и стрекоз.
В нарядном платье орхидеи,
На голове в венке мимоз.
И я все знаю и умею,
И я здесь главная в лесу.
Волшебница – Лесная фея –
Ем землянику, пью росу.
Проверю – все везде в порядке,
Примечу каждый стебелек
И с птичками сыграю в прятки…
Послушайте! Кто-то поет!
Это друзья мои – эколятки.
Под музыку (по выбору воспитателя) вбегают Елочка и Шалун с пакетом для мусора, ставят его на пол в центре зала. Они пробегают по залу, здороваясь с детьми, потом опять подходят к пакету.
Елочка: Вы узнали нас, ребята?
Дети: Да! Вы – эколята!
Шалун: Точно, мы – эколята, юные защитники природы!
Елочка: Я Елочка!
Шалун: А я Шалун!
Лесная фея: Здравствуйте, эколята. А что у вас в пакете?
Елочка:
Люди в лесу отдыхали,
Веселились, загорали
И, не думая, бросали
Все обертки от конфет
И разорванный пакет.
Шалун:
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу
Собрали мы – и лесу подмога.
Под музыку (по выбору воспитателя) в зал входит Мусоровище в грязном плаще.
Мусоровище:
Я по лесу все хожу,
Мусор свой не нахожу.
Это кто по лесу рыщет?
Кто мой мусор всюду ищет?
Лесная фея: Здравствуйте! Кто вы?
Мусоровище: Я великий Мусоровище! Покровитель брошенных предметов.
Елочка: А разве вы не знаете, что брошенные предметы загрязняют нашу планету?
Шалун: Мусор и ненужные предметы надо вывозить из леса.
Мусоровище: А я чем тогда буду заниматься?
Елочка: Можно найти много полезных дел!
Мусоровище: Вы меня не убедили!
Лесная фея: Дети, давайте поможем Елочке и Шалуну убедить Мусоровище в том, что мусор опасен для нашей земли.
Игра «Чем опасен мусор?»
Цель игры – сформировать бережное отношение к природе. Лесная фея показывает детям различные предметы: картонную коробку, стеклянную банку, пластиковый пакет, жестяную банку, велосипедную шину и т. д. Дошкольники рассказывают, какой вред может причинить каждый из этих предметов.
Мусоровище: А я этого не знал.
Лесная фея: А еще мусор можно переработать и использовать вторично, тогда не будет проблемы, где его хранить.
Мусоровище: Вот это да! Расскажите мне об этом подробнее.
Игра «Рассортируй мусор»
Цель игры – закрепить знания о способах утилизации промышленного мусора.
Перед детьми в центре зала лежит обруч, внутри него – тематические картинки «Промышленный мусор». Дошкольники делятся на три команды. Каждой команде Лесная фея дает игрушечный грузовик с ориентиром: «Металлолом», «Пластик», «Стекло».
Игра проводится в форме эстафеты. Участники игры должны переложить картинки из обруча в грузовики в соответствии с ориентиром. После чего капитаны команд отвечают на вопрос: «Как можно в дальнейшем использовать собранный промышленный мусор?» Побеждает команда, участники которой быстрее остальных справятся с заданием.
Мусоровище: Вы меня убедили! Теперь я сам буду следить за чистотой в лесу. И не хочу больше зваться Мусоровище! (Снимает грязный плащ.)
Лесная фея: А давай мы будем звать тебя Лесник!
Мусоровище: А кто это такой?
Лесная фея: Сейчас ребята тебе расскажут.
Воспитанники средней группы выходят в центр зала и читают фрагменты из стихотворения А. Смирнова «Лесничий».
1-й ребенок:
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нем живет лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
2-й ребенок:
С рассветом раньше всех встает,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
3-й ребенок:
Он охраняет лес, а с ним
И дятла, и сороку –
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.
Мусоровище: Ребята, я согласен заниматься такими полезными для леса делами!
Лесная фея вручает Мусоровище эмблему «Лесник» и дарит книгу про природу.
Далее дети обращаются к нему как к Леснику.
Лесная фея: Теперь ты стал настоящим Лесником. А эта книга тебе поможет делать добрые дела.
Лесник: Спасибо! Дети, скажите, а посадка деревьев – это доброе дело?
Дети: Да!
Лесник: Вот с этого я и начну свои добрые дела!
Елочка: А мы тебе поможем!
Елочка и Шалун дают Леснику саженец, лопатку и ведро с водой. Елочка заглядывает в ведро.
Елочка: Ой, а почему в ведре такая грязная, мутная, покрытая какой-то пленкой вода? Шалун, где ты воду брал?
Шалун: Вон там, возле дороги!
Лесник: Дети, а можно поливать такой водой растения?
Дети: Нет!
Лесная фея: А вы не знаете, что могло случиться с водой? Почему она стала такой?
Дети высказывают свои предположения.
Лесник: Что же мне теперь делать?
Лесная фея: Я тебе помогу.
Игра-эксперимент «Очищение воды»
Лесная фея берет большую прозрачную колбу, вставляет в нее воронку, в воронку укладывает ватные диски. Затем наливает тонкой струйкой грязную воду. Она проходит через ватные диски, и грязь оседает на них.
Лесная фея показывает детям воронку с грязными дисками и колбу с очищенной водой. Потом в профильтрованную воду опускает порошок активированного угля, перемешивает воду и повторяет опыт, переливая ее в другую колбу.
В завершение эксперимента Лесная фея обращает внимание детей, что вода стала чистой и прозрачной.
Воспитанники старшей группы по очереди читают строки из стихотворения С. Олеговой «Берегите воду».
1-й ребенок:
Вода – это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
2-й ребенок:
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтобы мы не боялись и мыться, и пить.
3-й ребенок:
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
4-й ребенок:
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Лесник: Да, ребята, я с вами согласен. Давайте будем беречь воду!
Шалун: Я очень люблю воду! Вода есть везде: в реках, озерах, в тучке, плывущей по небу! Предлагаю вам поиграть в мою любимую игру.
Подвижная игра «Капельки, озеро, ручеек, тучка»
В игре участвуют воспитанники всех групп. Цель игры – закрепить представления о разных состояниях воды.
Вначале игроки свободно двигаются по залу под музыку (по выбору музыкального руководителя). Когда Лесная фея говорит: «Капельки!» – дети замирают на месте. Когда она произносит: «Озеро!» – образуют круги по 5–10 человек. Когда говорит: «Ручеек!» – берутся за руки и идут змейкой по залу. Когда произносит: «Тучка!» – образуют круги по 5–10 человек и поднимают руки вверх. Лесник помогает Лесной фее следить за тем, правильно ли дети выполняют двигательные задания.
Лесник благодарит детей, берет лопатку, саженец и ведерко с чистой водой, прощается и уходит.
Лесная фея: Теперь наш лес будет под присмотром, и в нем появится еще одно дерево. А вы знаете, какую пользу приносят деревья?
Дети отвечают. Лесная фея проводит с ними беседу о пользе деревьев.
Звучит аудиозапись «Шум птиц, крики животных».
Елочка:
Что-то в лесу случилось!
Ой, беда, беда, беда!
Пропала муравьиная гора.
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил.
Птицы, звери нам кричат,
Муравьям помочь хотят!
В зал входит Безобразник. В руках у него рогатка и громко играющий магнитофон.
Лесная фея: Мальчик, а не мог бы ты сделать музыку потише, ведь ты всем мешаешь!
Безобразник: Я вам не мальчик! Я Безобразник! И мне музыка не мешает!
Шалун: Тебе, может быть, нет, а обитателям леса мешает.
Елочка: Сейчас птицы сидят на гнездах, ждут птенчиков, у многих зверей появились малыши. А ты поднял шум!
Лесная фея: Лес – это дом для многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят.
Безобразник выключает магнитофон.
Шалун: А еще в этом большом общем доме у каждого есть свой домик. Мы тебе сейчас расскажем, кто и где живет.
Подвижная игра «Кто где живет»
Цель игры – научить определять место обитания животного.
Дети делятся на три команды: «Караси», «Вороны», «Лисы». Лесная фея раскладывает на полу картинки с изображением мест обитания животных: нора, дерево, река.
Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети двигаются по залу. Когда музыка перестает звучать, дети подходят к «своим» домикам. Кто ошибается, выбывает из игры. Игра повторяется 2–3 раза.
По завершении игры дети садятся на стульчики.
Безобразник достает рогатку и «прицеливается».
Лесная фея: Подожди, подожди, что ты собираешься делать?
Безобразник: Я хочу попасть вон в ту красивую птичку.
Безобразник показывает на одну из игрушечных птичек, висящих в зале.
Елочка встает, закрывая собой птичку.
Елочка:
Нельзя никого обижать!
Надо птиц в лесу любить,
И не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять,
В руки птенчиков не брать!
Безобразник: Как будто бы вы себя в лесу ведете по-другому! Вы такие же, как я!
Игра «Если я приду в лесок»
Безобразник рассказывает, что он обычно делает в лесу. Дети отвечают, можно ли это делать или нельзя. Эколята поясняют ответы.
Безобразник: Если я приду в лесок, то сорву ромашку.
Дети: Нет!
Шалун: Если рвать цветы, то в лесу будет некрасиво.
Безобразник: Если съем я пирожок, то выброшу бумажку.
Дети: Нет!
Елочка: Нельзя сорить в лесу.
Безобразник: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Дети: Да!
Шалун: Птицы будут рады такому угощению.
Безобразник: Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Дети: Да!
Безобразник: Если разведу костер, то тушить не буду.
Дети: Нет!
Елочка и Шалун (вместе):
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Дети: Да!
Шалун: Так ты, оказывается, не знаешь правил поведения на природе!
Безобразник: А существуют какие-то правила?
Шалун: Конечно! Дети, давайте расскажем о них Безобразнику.
Дети выходят в центр зала и рассказывают о правилах поведения
на природе и показывают соответствующие знаки. Затем отдают знаки Безобразнику.
Безобразник: Спасибо, что вы меня познакомили с правилами поведения на природе. Я и сам больше не буду безобразничать, и другим не дам. Побегу в лес, поправлю муравейник, который развалил, и расставлю знаки.
Безобразник убегает. Лесная фея благодарит детей, хвалит их за заботу о природе. Воспитанники старшей и подготовительной групп
выходят в центр зала, выстраиваются полукругом и по очереди читают
строки из стихотворения В. Степанова «Необъятная страна».
1-й ребенок:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
2-й ребенок:
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
3-й ребенок:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Дети исполняют песню «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
Елочка: Шалун, мы с тобой очень любим природу, бережем ее. Природе всегда нужны помощники и защитники.
Шалун: Ребята, а вы хотите оберегать природу и быть нашими друзьями?
Дети: Да!
Елочка: А хотите стать эколятами?
Дети: Да!
Шалун: Для этого нужно пройти посвящение и дать обещание всегда оберегать природу.
Воспитанники всех групп выстраиваются в общий хоровод. В центре его становятся Лесная фея, Шалун и Елочка. Воспитатели выносят значки и пилотки. Звучит «Гимн эколят – молодых защитников природы»
(муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой). Воспитатели надевают детям пилотки
и прикалывают значки. Лесная фея, Елочка, Шалун по очереди читают слова клятвы.
Дети говорят в конце: «Клянусь, клянусь, клянусь!»
КЛЯТВА ЮНОГО ЗАЩИТНИКА ПРИРОДЫ
Я честный, добрый и заботливый человек.
Я хочу вступить в ряды эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды эколят – юных защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Эколята: Поздравляем! Теперь вы тоже юные защитники природы! Помните об этом.
Под музыку из «Гимна эколят – молодых защитников природы»
(муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой) дети прощаются с Лесной феей, эколятами и уходят в группы.