Евгения Попова
Тематическая подборка загадок, стихов, пословиц, игр, упражнений «Посуда»
Посуда
Тематическая подборка загадок, стихов, пословиц, игр, упражнений.
Загадки
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень
– Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса …
(Вилка)
Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Публикация «Тематическая подборка загадок, стихов, пословиц, игр, упражнений „Посуда“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Пословицы и поговорки для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Это что? (Сковорода)
Захочешь чай - любую выбирай!
Вот они - толстушки.
Кто такие? (Кружка)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне …
(Тарелка)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
(Кастрюля)
Для питья он предназначен,
Хрупок, из стекла, прозрачен,
Можно сок в него налить,
С удовольствием попить,
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего?
(Стакана)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня …
(Половник)
Стихи
Е. Николаева
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду.
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК —
Кукол чай пить усажу,
Н. Нищева
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
А. Кардашова
За ужином
Алеша плохо держит ложку –
Все учат за столом Алешку.
Павлуша говорит: "Не так!
Зачем ты взял ее в кулак?
Ты за конец ее возьми,
Вот этим пальчиком прижми"
Пыхтит Алеша, сердится.
Ложка в пальцах вертится.
И вдруг он взял ее как надо.
И папа рад, и мама рада.
Кричит Павлуша: "Молодец!
Он научился, наконец!"
Н. Мурзина
Разворчалась сковородка,
что не чистили с весны.
А потом душистой горкой
в чашке выросли блины.
В. Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
***
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
С. Буслова
Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!
Е. Шендрик
Чайник по-гусиному шипит,
Белую вытягивает шею.
Он с утра торопится-спешит, -
Значит точно, к завтраку успеет.
Т. Томпакова
Чашку моем от микробов.
Мы за ними смотрим в оба.
Спасем тебя мы,чашка -
Чумазая бедняжка.
Е. Евсеева
Тарелка – ах!
Тарелка – ух!
Из тонкого фарфора.
Белей, чем самый белый пух
И ярче светофора.
Р. Сеф
Совет
Поссорились
Чашка и блюдце
Сейчас
Они разобьются.
Скоро
В кухне на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно –
Это очень опасно.
Пословицы
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
***
Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря.
***
Чашка крепкого чая поддерживает работника от полудня до заката.
***
Любая тарелка в конце концов бьется.
***
Ничего не делает, а тарелка полная.
***
Те же щи, да в другую тарелку.
***
Хоть на воде, лишь бы на сковороде.
***
Берега железны, рыба без костей, вода сковорода дорога.
***
В Тулу со своим самоваром не ездят.
***
Самовар кипит - уходить не велит.
***
Без ножа пера не очинишь.
***
Сухая ложка рот дерет.
***
Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
***
Пока кружка не разбита, кофе не выливают.
***
Жена да кастрюля чем старее, тем лучше
***
Вилкой — что удой, а ложкой — что неводом.
Поговорки
Склеенная – не посуда
Бережная посуда два века стоит
В худой посуде воды не на носишь
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
***
Девочка Ирина порядок наводила. (Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного)
***
Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение.)
***
«Тарелка» (Н. Нищева.)
Вот тарелка для Валерки – (Рисуют» руками большой круг.)
Желтые колечки. (Рисуют» в воздухе маленькие колечки)
Для котлеты, для пюре,
Для блинов и гречки. (Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого пальца.)
***
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Мы посуду перемыли : (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали. (Присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням).
***
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец
придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. (Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Физкультминутки
***
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
***
Чашка синяя для Мити, (Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.)
Чтобы чая мог попить он,
Соку, сливок, лимонаду. (Встали, на каждое название загибают пальчики левой руки правой рукой.)
Нам украсить чашку надо. (Показывают как украшают чашку точками)
***
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник. ( Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки. (Присели, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются. (Рисуют кругами круги.)
Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке. (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой.)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс. (Легли на ковёр, вытянулись.)
Лексико - грамматические игры и упражнения
Существительные:
сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник,
кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка,
кофейник, миска.
Глаголы:
накрывать, готовить мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, уносить, сервировать, наливать, готовить, варить, жарить, тушить, солить, кипятить, резать, угощать, покупать, разбивать, беречь и др
Прилагательные: кухонный, столовый, кофейный, чайный, фарфоровый, стеклянный,
металлический, пластмассовый, железный,
глиняный, хрустальный, алюминиевый, мелкая, глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.
«Назови и покажи какую посуду ты знаешь»
Цель: расширение и активизация словаря.
Ложка, вилка, нож, тарелка, ….
«Наведи порядок»
Цель: активизация словаря, образование относительных прилагательных.
- Назови и разложи посуду. На первую полку кухонную посуду, на вторую – столовую посуду, на третью – чайную посуду.
Кухонная – кастрюля, сковорода, половник, чайник…
Столовая – тарелка, ложка, вилка, нож…
Чайная – чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…
Игра «Я накрываю на стол»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, употребление существительных в винительном падеже.
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь пить чай?
Я буду пить чай. – Я поставлю на стол чашку, блюдце, чайник, чайную ложку, сахарницу, конфетницу…
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь обедать?
Я накрываю стол к обеду. – Я поставлю глубокую тарелку для супа, мелкую тарелку для второго, положу столовую ложку, вилку, нож.
«Часть и целое»
Цель: активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом.
- Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.
- Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки.
- Скажи, что есть у чашки. – У чашки есть стенки, дно, ручка.
«Для чего нужна посуда»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
- Скажи, для чего нужна посуда.
В посуде готовят, жарят, варят, заваривают, хранят еду
Что делают с посудой? – Посуду покупают, моют, вытирают, разбивают, убирают, ставят (на стол…
«Кто больше подберет слов»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря, словаря признаков.
Чашка (что делает) – стоит, украшает, разбивается, лопается, падает…
Чашка (какая) – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…
Ложка (какая) – столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная…
То же с другими предметами посуды.
«Подбери слова и закончи предложение»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Мама суп … (варит, наливает, ест)
Бабушка котлеты … (жарит, готовит)
Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)
Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)
«Из чего делают посуду?» «Какая посуда?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Моя вилка из металла. – Она металлическая.
Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый.
Моя тарелка из глины. – Она глиняная.
Моя чашка из стекла. – Она стеклянная.
Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.
«Подбери слова»
Цель: упражнение в согласовании существительных с прилагательными в мужском, женском, среднем роде.
- Про какую посуду можно сказать «стеклянный», «стеклянная», «стеклянное»?
Стеклянный – стакан, бокал, чайник
Стеклянная – ваза, чашка, тарелка
Стеклянное – блюдо, блюдце
- Про какую посуду можно сказать «металлический», «металлическая», «металлическое»?
Металлический – нож, стакан, чайник, половник
Металлическая – кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, кружка
Металлическое – блюдо
То же с другими словами – признаками.
«Было и нет»
Цель: употребление в речи имен существительных в родительном падеже.
Я убирал (а) со стола. На столе нет тарелки, нет чашки, нет ложки, нет кастрюли….
В магазине было много посуды. Я пришел (а) и все купил (а). И теперь в магазине нет тарелок, нет ложек, нет вилок, нет чашек, нет кастрюль и тд.
«Большой – маленький»
Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Я назову большую посуду, а ты маленькую.
Чашка – чашечка
ложка – ложечка
половник – половничек
блюдце – блюдечко
кастрюля – кастрюлька
нож – ножичек
«Один – несколько»
(с использованием парных предметов или картинок)
Цель: образование и употребление имен существительных во множественном числе.
Покажи, где кастрюля. – Вот кастрюля.
Покажи, где кастрюли. – Вот кастрюли.
Скажи, что это? – Это тарелка.
Скажи, что это? – Это тарелки.
«Один – много» «Договори слово»
Цель: образование и употребление имен существительных в родительном падеже во множественном числе.
Посмотри, на столе одна ложка, а на полке много … ложек.
Посмотри, на столе одна вилка, а на полке много… вилок.
Посмотри, на столе один нож, а на полке много…. ножей.
«Посчитай от 1 до 10 и обратно»
Цель: согласование имен существительных с числительными.
• один чайник, два чайника, …, пять чайников, ….
• одна глиняная ваза, две глиняные вазы, …, десять глиняных ваз.
И т. д.
«Прятки»
Цель: употребление в речи предлогов.
Где нож? – Нож в ящике, на столе
Где суп? – Суп в кастрюле, в тарелке, в ложке
Где чайник? – Чайник на столе, в буфете
И т. д.
Игра «Четвёртый лишний?»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово
в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Чайник, стул, тарелка, кастрюля.
Кастрюля, чайник, сковрода, макароны.
Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.
Тарелка, стол, вилка, ложка.
Игра «Найди ошибку»
Цели: развивать зрительное внимание, формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных в единственном числе).
Ход игры. На столе стоят предметы посуды (4-6). Воспитатель перечисляет их и называет еще один лишний предмет. Дети находят ошибку.
Например:
На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.
Воспитатель: Блюдце, кастрюля, чайник, чашка, сковорода.
Ребенок: Нет кастрюли.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными).
Например.
Одна фарфоровая тарелка, две., пять.
Одна чайная ложка,.
Один хрустальный бокал,.
Одно фаянсовое блюдце,.
Один стеклянный чайник,.
Одна глиняная чашка,.
Игра «Посуда»
Цели: формировать грамматический строй речи (согласование числительных «два», «пять» с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.
Например:
Одна чашка — две чашки, одна ложка — две ложки.
Слова: вилка, стакан, нож, бокал, миска, ковшик, блюдце,
блюдо, ведро.
Аналогично с числительным «пять».
Игра «Из чего — какой?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). Обогащать словарный запас
(слова — названия материалов, из которых изготавливают посуду).
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, из каких материалов изготавливают посуду. Объясняет значение слова
«хрупкая». Затем просит детей закончить предложения по образцу.
Например.
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.
Если вилка из алюминия, она.
Если горшочек из глины, он.
Если стакан из стекла, он.
Если нож из стали, он.
Если фужер из хрусталя.
Если тарелка из бумаги, она.
Если ложка из металла, она.
Если чайник из фарфора, он…
Игра «Скажи наоборот»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.
Эта ложка чистая, а эта —. (грязная).
Вот тарелка глубокая, а вот—. (мелкая).
Эта чашка большая, а эта —. (маленькая).
Вот стакан широкий, а вот —. (узкий).
Этот нож старый, а этот —. (новый).
Эта кружка белая, а эта —. (чёрная).
Вот сковорода тяжёлая, а вот —. (лёгкая).
Бокал хрупкий, а сковорода —. (прочная).
Игра «Назови первый звук»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах — названиях посуды.
Слова: кастрюля, чайник, блюдце, кофейник, тарелка, сковорода, нож, ложка, дуршлаг, половник.
Игра «Вставь нужные гласные»
Цель: развивать фонематические процессы.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что мышка «съела» в словах некоторые буквы и предлагает детям посмотреть на слова и
догадаться, каких букв не хватает. Слова: чайнк, л_жка, чашк_, н_ж.
Игра «Будь внимательным»
Цель: развивать зрительное внимание, совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся — составить слово. Затем
дети выполняют звуковой анализ этого.