Марина Григорьева
Построение образовательного процесса с помощью педтехнологии «Ситуация» для поддержки инициативы и самостоятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний момент тема поддержки инициативы и самостоятельности у детей является одной из самых актуальных. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В ФГОС ДО выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Поэтому я рекомендую своим педагогам для построения образовательного процесса
Темочки:
с учетом интересов, потребностей детей и поддержания их познавательной инициативы применять педтехнологию «Ситуация». В основе этой технологии – образовательные ситуации, которые моделирует педагог. Дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. Такие образовательные ситуации могут отличаться по содержанию, локализации, времени и форме организации. Например, это могут быть прогулки, экскурсии, занятия в разных возрастных группах.
Несмотря на отличия, все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов:
1-й этап – введение в ситуацию. Задача педагога на данном этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность. У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель, которую определяет содержание образования. Ее педагог фиксирует в целях своей педагогической деятельности, то есть в обучающих, воспитательных и развивающих целях занятия.
2-й этап – актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые необходимы им для следующего шага.
3-й этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» воспитатель помогает дошкольникам зафиксировать их затруднение – сформулировать его и выявить, в чем его причины.
Поскольку затруднение оказывается личностно значимым для каждого ребенка, так как оно мешает достигнуть его «детской» цели, у детей возникает внутренняя потребность преодолеть это препятствие. Теперь это уже новая для них цель, которая связана с познанием и соотносится с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.
4-й этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном этапе взрослый организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельного искали и открывали новые знания или способы действия. При необходимости на этом этапе педагог оказывает детям помощь, если у них возникнут затруднения, но не дает им готовое решение.
5-й этап – включение нового знания или способа действий в систему знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. При этом условия, в которых дошкольники будут применять действия, педагог может изменить.
6-й этап – осмысление. На данном этапе дошкольники соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель, и определяют условия, которые позволили им этого добиться. Например, потому что они действовали в команде. Этап осмысления важен, так как помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним.
Педагоги применяют педтехнологию «Ситуация» на занятиях по всем направлениям развития детей, а также в иных формах организации образовательного процесса. Например, в коллекционировании, когда необходимо классифицировать экспонаты или элементы коллекции, в проектной деятельности, или, когда детям нужно решить ситуативные задачи.
Познавательное развитие. На занятиях по конструированию, воспитатель предлагает детям преобразовать созданную конструкцию. Но при этом учесть конкретные условия, например: «Постройте такую же арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом. В прицепе – вышка или жираф».
Чтобы преодолеть затруднение, дети расширяют арку, увиливают в высоту или сделают верхнюю часть съемной. Возможно, им придется скорректировать ширину арки, ведь автомобилю с прицепом нужно будет развернуться, сделать крутой поворот, чтобы проехать заданным маршрутом. В результате дети самостоятельно находят новые конструктивные решения.
Художественно-эстетическое развитие. На занятиях по данному направлению развития затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного оттенка, «открыть» новые приемы рисования, лепки или аппликации. Новый прием найдет только один ребенок, и тогда педагог попросит его поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут оценить творчество своего сверстника.
Физическое развитие. На занятиях по физической культуре или в ходе подвижных игр педагог предоставляет возможность детям найти способ, как преодолеть возникшие препятствия. В этом случае задачи физического развития педагог решает вместе с задачами социально-коммуникативного развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих силах, воспитывает такие важные качества, как желание оказать помощь, вместе добиться желаемого результата.
Речевое развитие. На занятиях по речевому развитию используйте педтехнологию «Ситуация», чтобы развивать у детей разные мыслительные операции. На пример, воспитатель предлагает простую и понятную детям игру «Найди лишнего». С помощью технологии педагог развивает следующие мыслительные операции: анализ – дети разбирают каждый цветочек «на детали» и рассматривают эти детали в отдельности; синтез – рассматривают всю совокупность объектов; сравнение – сравнивают несколько объектов, а также вариативность мышления.
При помощи педтехнологии «Ситуация» дети учатся понимать, что задача может иметь несколько разных решений и каждое из них будет правильным. Главное для ребенка – обосновать свое мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь свою мысль в слова, донести ее до сверстников и взрослого.
Воспитатель выслушивает все ответы детей, даже самые абсурдные. Ведь у дошкольников своя логика, и понять ее можно, если дать им высказаться. Вначале взрослый не помогает ребенку, дает ему возможность справиться самостоятельно. Своим невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец! Я в тебя верю. У тебя все получится» Помощь воспитатель оказывает детям при необходимости
Для примера конспект игры «Найди лишнее» для детей средней группы. Воспитатель показывает детям изображения пяти банок с помидорами. Дошкольники выбирают банку, которая не такая, как остальные, и объясняют, чем она отличается. При этом педагог не озвучивает детям, по какому принципу они должны выбрать эту «лишнюю» банку.
1-й и 2-й этапы
Воспитатель мотивирует мыслительную деятельность детей по поиску признаков сходства и различия. И на 2-м этапе дошкольники уже смогут дать правильный, точнее, один из правильных ответов. В контексте темы занятия дети выберут в качестве лишней вторую банку, потому что помидоры лежат не в ней, а снаружи, а у всех остальных – внутри.
3-й и 4-й этапы
Далее воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопроса: «А какую еще банку можно назвать лишней?» На 4-м этапе дети найдут еще четыре правильных ответа:
• лишней может быть первая банка слева: в ней зеленые помидоры, а в остальных красные;
• лишней может быть третья банка в ряду, потому что она самая низенькая по высоте, а остальные банки – более высокие;
• в четвертой по счету банке помидоры мелкие, в то время как в остальных банках – более крупные;
• последняя банка в ряду отличается от остальных количеством помидоров: у всех банок по пять помидоров, а в этой – только четыре.
5-й и 6-й этапы
Чтобы закрепить найденный способ размышлений, педагог повторяет игру с аналогичными картинками. Обоснования для выбора лишнего объекта, которые сформулируют дети, станут этапом (6-й этап) осмысления найденного способа, как надо рассуждать, чтобы найти лишний объект из предложенного ряда.
Таким образом, педтехнология «Ситуация» универсальна. Опыт работы показывает, что использование технологии «Ситуация» позволяет педагогу соблюсти в своей работе все требования ФГОС ДО, а главное, достичь высоких результатов в развитии дошкольников. Благодаря использованию описанной выше технологии, наши дети научились рассуждать, размышлять, делать самостоятельные выводы, они не бояться выдвигать свои идеи, предположения, проявляют желание научиться новому. Процесс познания превратился в увлекательное занятие, дети чувствуют себя уверенно, знают, что у них все получится и их ждет успех в любой деятельности.