Людмила Симонова
Посткроссинг как средство формирования патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Посткроссинг, как средство формирования патриотических чувств дошкольников.
Россия-какая большая, величественная и красивая наша родная страна! Но как мало мы о ней знаем, как мало ей интересуемся. Сегодня в детских садах особое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников : много говорится о семье – основе патриотизма, о малой родине – родном крае, городе, селе. Но также важно прививать детям любовь, гордость к родной стране, к России – самой большой стране на Земле, к самой многонациональной стране, к стране с богатейшими природными ресурсами, к стране, давшей миру величайших писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Публикация «Посткроссинг как средство формирования патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах
Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям дошкольного возраста. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.
А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России? Современный технический прогресс, электронные письма, смс сообщения в социальных сетях, к великому сожалению вытеснили общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток. Но все, кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт прочитать послание в нем. Приучая своих детей к электронным посланиям, мы лишаем их этой радости.
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции, достопримечательности. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. Так и возникла идея, для обмена открытками и письмами, которая получила название «Посткроссинг».
«Посткроссинг» – международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Цели данного проекта :
• Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста познавательную активность, любовь к Родине, гордость за свою страну.
• Осуществлять общественно-значимую деятельность, направленную на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живем, посредством почтовой переписки.
• Дать детям представление о разнообразных городах России.
Задачи :
• активизировать познавательную инициативу детей;
• заложить у детей основы географических знаний, используя проект «Посткроссинг», игровые и коммуникативные технологии;
• привлекать родителей к активному участию в проекте (оказание помощи в составлении рассказов, подборе иллюстративного материала).
• познакомить с национальными традициями, историческими событиями, великими людьми из разных городов и стран;
• прививать интерес к общению с помощью писем, открыток.
Участники:
проект организован на базе подготовительной к школе группы, но предусматривает неограниченное число участников: педагогов, воспитанников всех возрастных групп и родителей из разных детских садов России.
Срок реализации:
Посткроссинг не имеет сроков и может охватывать любое время его реализации.
Чтобы стать участником проекта, необходимы:
• карта России;
• конверты и письма;
• желание общаться и узнавать новое.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятие Ответственные Результат
1. Подготови-
тельный Выявление проблемы (отсутствие общения между людьми с помощью эпистолярного жанра). Симонова Л. Ю. Поиск решения проблемы.
Изучение литературы, интернет ресурсов по данной теме.
Составление плана работы и написание проекта
Симонова Л. Ю. Написание проекта
Ознакомление родителей с проектом Воспитатели -Буклет «Посткроссинг в детском саду»;
-Составление папки-передвижки в приемной группы;
-индивидуальные консультации;
-освещение в блоге;
Регистрация на официальном сайте посткроссинга, в группах социальных сетей
Симонова Л. Ю. -Начало проектной деятельности.
-Составление банка адресов, куда будут отправлены письма
2. Основной • Беседа с детьми о содержании проекта
задачи: познакомить
детей с понятием «посткроссинг»;
установить дружескую
переписку с адресатами детских садов из разных городов. Воспитатели -В рамках тематической недели «Мой край» реализация проекта с одноименным названием (общее знакомство с картой России, Тамбовской областью, городом Моршанск; (отметить размеры страны, найти и отметить город Моршанск, Моршанский район, близлежащих городов)
-Знакомство с работой почты, профессией почтальона:
беседы, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевая игра «Почта», составление папки-передвижки, раскраски и дидактические пособия для самостоятельной работы детьми.
Составление текстов послания детям в детские сады Воспитатели Отправка писем и открыток совместно с детьми.
Работа с полученными письмами Воспитатели -Чтение писем;
-Беседа о населенном пункте, из которого пришло письмо и просмотр презентаций о нем;
-Поиск населенного пункта на карте и отметка его флажком;
- Составление альбома с письмами и коллекции открыток.
-Составление фотоколлажа.
3. промежуточно-итоговый Анализ полученных результатов проекта исходя из цели и задач. Симонова Л. Ю. Отчёт
Итоговое мероприятие для детей «Дружат дети на планете Земля» Воспитатели Развлечение в подготовительной группе
«Мы дружные ребята».
Как строится работа над проектом в нашей группе :
В сентябре 2021 года мы начали работу над проектом «Посткроссинг между детскими садами». А началась она со знакомства с группами в социальной сети ВКонтакте «Посткроссинг для детей, среди детских учреждений» и «Посткроссинг дошкольники, детский сад». В которых мы нашли всю информацию необходимую для начала работы над проектом (данные детских садов, инструкции по началу участия в международном проекте, а также нами были оставлены наши данные). В группах состоят воспитатели, старшие воспитатели из детских садов России, и других стран, поддерживающих идею проекта.
На следующем этапе с детьми была проведена беседа, в результате которой они с радостью откликнулись на такую возможность узнать о странах, городах и селах. Мы предложили детям поучаствовать в составлении писем и подумать, о чем мы можем рассказать друзьям в письмах, нарисовать рисунки или раскрасить раскраски.
Так как в нашем случае проект подразумевает не обмен открытками с видами городов и их достопримечательностей, а письмами, то содержание конвертов имеет определенную структуру. Письмо состоит из 2-3 страниц, и содержит информацию о городе (достопримечательности или каком-либо значимом объекте, обязательное условие это минимальный, понятный детям текст, фото сопровождение текста. И вторая часть письма содержит новости из детского сада. Работа со всеми приходящими нам письмами строится в соответствии с заранее определенным нами планом:
1. Каждое принесенное письмо мы внимательно рассматриваем внешне: обсуждаем наличие необходимых элементов (печати, марки и адреса: наш и обратный, обращаем внимание на изображенную на конверте картинку (если она есть).
2. После каждого прочтенного фрагмента воспитателем детям показываются картинки, которые прикрепляются к нему, обсуждаются появившиеся у детей вопросы или задаются вопросы по тексту.
3. Рассматривание иллюстраций в письме, конверта, открыток (если они приложены, детьми самостоятельно. Мы тут же с детьми отмечаем, города меткой на карте.
В результате нашей переписки у нас собралась папка, в которой мы храним все письма и открытки из других городов. Из них мы, за время реализации проекта, узнали много нового. Папка регулярно выкладывается в раздевалке нашей группы, для ознакомления родителей. Кроме того, в рамках проекта на этапе реализации, родителям было предложено сходить с ребенком на почту и вместе отправить письмо, сделав там фотографии «У почты», «Отправляю письмо в почтовый ящик».
Проект разрабатывался в результате совместной деятельности педагогов и детей. Когда нами были накоплены материалы в виде писем, открыток; то у детей возник вопрос о происхождении писем, появлении бумаги и профессии почтальон, которая неотрывно связана с письмами. Поэтому в нашей группе появился мини-уголок посткроссинга.
В нем расположена карта Российской Федерации, на которой мы отмечаем все наши города по переписке. Рассматривая карту во время организованных занятий или в свободной деятельности, дети учатся видеть масштаб нашей страны, запоминают местоположение нашего города, также можно предположить по расстоянию, каким видом транспорта до нас добиралось письмо (поездом, автомобилем или самолетом). Помимо карты, в мини-музее собраны открытки, присланные нам из других городов, которые дети с интересом рассматривают. Благодаря проекту дети много узнали о стране, познакомились с эпистолярным жанром общения, научились помогать создавать открытки и письма. Проект продолжается. Участники в доступной и увлекательной форме знакомятся с основами географии, узнают о традициях разных народов России, создают коллекции открыток из разных городов.
Исходя из наблюдений за детьми в течении реализации проекта, можно отметить проявляемый интерес к технологии Посткроссинг. В результате чего нами были замечены:
• совершенствование умений составлять небольшие предложения (на основе обсуждаемого текста, следить за текстом и отвечать на вопросы по нему.
• возросший интерес к мелким деталям при обсуждении писем и фотографий, в результате чего дети подмечают «свои» детали и задают по ним вопросы;
• активность при обсуждении писем (что есть у нас, чего нет и, что есть в других городах);
• пополнение словарного запаса у детей;
• стремление нарисовать рисунок (раскрасить раскраску) для отправки ее с очередным письмом;
• желание рассказать детям из других городов что-то интересное о себе, о нашей группе, детском саду или городе.
Материалы, которые мы собрали с момента запуска проекта, стали хорошим подспорьем в работе воспитателей и самостоятельной деятельности детей. С их помощью мы решаем задачи патриотического воспитания, познавательного развития. В настоящее время многие участники создают свои печати или отличительные наклейки на конверты, для подчеркивания индивидуальности переписывающихся. Работа в этом направлении будет продолжена нами в 2022-2023 учебных годах.
Промежуточные результаты (июнь 2022 г.) :
1. Дети начали ориентироваться по карте, уметь находить Тамбовскую область, Россию. Дети могут называть некоторые достопримечательности района, города и некоторые достопримечательности мест, откуда приходили письма.
2. Дети познакомились с процессом коллекционирования открыток, в группе появилась коллекция открыток, и некоторые дети начали собирать открытки дома. А коллекционирование, как известно, положительно влияет на формирование терпения, усидчивости и аккуратности.
3. Пополнился словарный запас детей.
4. Повысился уровень развития монологической и диалогической речи.
5. Повысился уровень развития внимания, мышления, памяти.
6. У детей формируется эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
7. Повысился уровень развития умения пользоваться различными материалами и средствами изобразительной деятельности.
Перспектива:
1. Расширение географии проекта.
2. Организация и проведение акций:
3. «Ты далеко, я по тебе скучаю» - отправка открыток родственникам и друзьям к праздникам: «День пожилых людей», «Новый год», «23 февраля», «8 Марта»;
4. открытки к Новому году и Рождеству, к Пасхе в детские дома, больницы;
5. «Наши ветераны» - отправка ветеранам, приобщение детей к великому прошлому России, воспитание уважения и чувства благодарности к ветеранам.
Работа в этом направлении будет продолжена нами в 2022-2023 учебных годах.