Мингажева Рамиля
Постановка звука «С» и закрепление изолированного звучания
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
• формирование артикуляционного уклада звука "С"
• постановка звука "С" и закрепление изолированного звучания
• развитие умения выделять звук "С" среди других звуков в слогах, словах, в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
• развитие умения удерживать кончик языка за нижними зубами.
• развитие плавного длительного дыхания в нужной направленности.
• развитие слухо-речевого внимания, слуховой памяти, зрительного восприятия
• развитие фонематического слуха.
Публикация «Постановка звука „С“ и закрепление изолированного звучания» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение работать
• формировать доброжелательное отношение друг к другу
• воспитывать усидчивость
Оборудование: логопедические пособия для проведения артикуляционной гимнастики, для развития воздушной струи, картинки, зеркало, картинка- символ.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: "На занятии наши глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, а голова -думает"
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Саша, послушай пожалуйста загадку:
Воет, свистит, ветки ломает
Пыль поднимает, с ног всех сбивает.
Слышишь его да не видишь его.
-Что это?
Ребенок: Ветерок
Логопед: Правильно, это ветер. Сегодня мы будем играть в прятки. Будем искать ветерок. Послушай пожалуйста как свистит ветерок: с-с-с.
(Дую на тыльную сторону ладошки ребенка, ребенок определяет какой ветерок: сильный и холодный)
3. Формирование артикуляционного уклада.
Губы растянуты в полу улыбке, зубы видны, губы находятся на расстоянии 1-1.5 мм, язык широкий, кончик языка опущен и лежит за передними зубками, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение холодной струи через желобок (которая хорошо ощущается тыльной стороной ладошки, поднесенной ко рту) и вызывает специфический шум, похожий на свист. боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: А ты хочешь научиться свистеть как ветерок
Ребенок: Да
Логопед: Ну тогда давай попробуем научиться. Чтобы правильно засвистел наш язычок ему нужно немного потрудиться. Посмотри,пожалуйста, на меня. Когда свистит ветерок что делают наши губы? : С-с-с-с.
Ребенок: улыбаются. (удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены)
Логопед: Правильно. Наши губы улыбаются. Найди карточку, где губы в улыбке. Молодец!.А теперь давай покажем.
Логопед: А теперь посмотри, что делают наши зубки?
Ребенок: Зубы видны, слегка приоткрыты. (улыбнуться без напряжения такая. чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. удерживать в таком положений губы под счет от одного до пяти)
Логопед: Молодец! Найди карточку. Давай попробуем вместе сделать так. Молодец!
Логопед: А знаешь, что делает наш язычок когда ветерок свистит?
Ребенок: Он спокойно лежит за зубками.
Логопед: Правильно. Найди карточку. Давай попробуем сделать это упражнение. Умница.
Логопед: Посмотри, у меня есть еще одна карточка
Расскажи мне, что ты видишь на карточке.
Ребенок: лопаточка (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержать его в таком положений под счет от одного до пяти)
Логопед: Правильно. А теперь давай улыбнемся, приоткроем рот, широкий язык положим на нижнюю губу и удержим положение. Молодец!
Давай еще раз улыбнемся, приоткроем рот, широкий язык положим на нижнюю губу и подуем на него. Как дует ветерок?
Ребенок: по серединке языка дует ветерок. Выбери карточку правильную. (по серединке языка дует ветерок- улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и как бы произнося звук "Ф"длительно. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы, нельзя надувать щеки.)
Логопед: Молодец! Ты все правильно сделала.
5. Развитие плавного, длительного речевого выдоха.
Логопед: А теперь давай попробуем "Чья снежинка улетит дальше?".Умница.
А теперь давай выложим все карточки по порядочку. .Для того, чтобы появился ветерок надо: губы улыбаются; зубы видны, слегка приоткрыты; язык спокойно лежит за зубками и упирается в них и пропустить по языку "ветерок"Струя воздуха холодная идет по середине языка быстро и не успевает нагреться. Продемонстрировать это, держа тыльную сторону руки около губ.
Вот мы научились свистеть и пошли в гости к ветерку. А друг наш жил далеко -далеко. Шли по дороге ___с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с- ,дошли до
речки, нужно перейти на другой берег по камушкам (выложить камушки и пальчиками наступать на каждый камушек проговаривая с-с-с-с-с Сначало пальчиками правой руки, а затем пальчиками левой руки)
Перешли, идут дальше, а впереди горы, то поднимаются в гору -то опускаются с горы. (картина, где нарисованы горы: указательным пальцем поднимаемся в гору громко произносим -сссссссссссссс, а затем опускаемся с горы тихо произносим –сссссссссс.)
Наконец дошли они до дома ветерка. А дом у него очень красивый Вот в этом доме и живет ветерок.
Итог занятия:
Чему мы научились сегодня (Свистеть)
Давай вспомним, что нужно сделать, чтобы свистеть как ветерок.