Полина Андреенко
Посиделки «Скучен день до вечера, коли делать нечего!»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский народный праздник познавательного характера для старших и подготовительных групп детского сада
Цель:
приобщать детей к русской культуре и традициям русского народа.
Задачи:
познакомить детей с бытом крестьян, воспитывать интерес и уважение к русской культуре, продолжать знакомить детей со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду.
Место проведения:
музыкальный зал.
Действующие лица:
ведущий, баба Марья, Пашка и Глашка.
Публикация «Посиделки „Скучен день до вечера, коли делать нечего!“» размещена в разделах
Оборудование:
декорации – изба, лавки, лес, поле, огород, угощения для гостей (чай, пироги, блины, бублики, ноутбук, экран, проектор, колонки, русские народные костюмы для ведущих.
Звучит русская народная мелодия (Комаринская)
В зал входит хозяйка избы – баба Марья,Пашка и Глашка
Баба Марья:
Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Доброму гостю хозяин рад. Ведущая: Сегодня мы с вами собрались по важному делу – слыхала я, что есть среди вас лодыри да тунеядцы. Правду люди говорят?
Баба Марья: Человек красен трудом! Не гоже молодым людям лениться. Сделал дело – гуляй смело! Верно, ребята?
Ведущая: На Руси лентяев не любили. Да и в наше время какое к ленивым людям уважение? Во всех странах и во все времена ценят людей трудолюбивых, которые работы не боятся.
Вот вы, ребята, помогаете дома своим родителям? В чем?
Баба Марья: В старину сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка. Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Играя с куклами, девочки готовились в будущем стать матерями. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Мать учила дочерей готовить еду, шить, вышивать, прясть, ткать, вязать, плести кружева. Старшие дочери помогали матери в огороде и в поле – вязали снопы, собирали колоски. (Слайд 15, 16)
Глашка: А из меня нянька хорошая – я умею играть, да детей забавлять!
Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети: В дудки!
Глашка: Кошки
Дети: В ложки!
Глашка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Глашка:Чайки
Дети: В балалайки!
Глашка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Глашка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Пашка: Ай, Ванюша, попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.
Исполняется пляска под русскую народную песню “Метелица”.
Ведущий: Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки-самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Сызмала мальчики умели запрягать лошадь, умели ездить верхом, пасли скотину. Вырастая, они помогали отцу в поле – пахали, боронили, подавали снопы и даже молотили. (Слайд 17)
Баба Марья: Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». А, лентяев, в народе не любили, смеялись над ними и говорили: «Труд кормит, а лень портит», «Люди – жать, а мы – на солнышке лежать», «Спишь, спишь – и отдохнуть некогда!»
Ведущий: Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера который любой работы не боится, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера», «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».
Баба Марья: Славилась Русь мастеровая. Изделия мастеров продавались на ярмарках, увозились купцами в заморские страны, привозились в царские палаты. А какие народные промыслы вы знаете? (кузнечное дело, столярное дело, гончарное дело, гжель, жостовская роспись, изделия из бересты, роспись по дереву – городец, хохлома, матрешки, дымковские и филимоновские игрушки, вышивка, плетение кружев, ковроделие) – можно подобрать загадки.
Пашка и Глашка: А мы тоже про труд пословицы и поговорки знаем!(инсценировка)
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.
Не жнет и не косит, а обедать просит.
Ведущий: Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье.
Сейчас мы узнаем, кто же больше знает поговорок и пословиц на эту тему.
Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Проводится конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде».
Дети:
Судят не по словам, а по делам.
Сделал дело – гуляй смело!
Делу – время, а потехе час.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Почет и труд рядом идут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Поскорее подрастай да к работе поспевай.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Хочется есть, да не хочется лезть.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть.
Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых.
Отчего кот гладок? - поел, да и на бок.
Поспешишь – людей насмешишь.
Детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.
Глашка: Делу время, потехе час. А давай, друзья -подружки, для взрослых мы споем частушки! Где песня поется – легче живется!
Дети исполняют под баян частушки.
Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.
Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!
Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.
- Га-га-га, - распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!
Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает!
У дверей на сундуке
Сидит Попка в колпаке.
Как напялили колпак –
Сам себя назвал «дурак»!
Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Баба Марья: Ваши частушки хороши
– посмеялась от души!
Скучен день до вечера,
коли делать нечего!
Ведущая: А теперь, проверим какие вы мастера и мастерицы.
Проводится художественная роспись народных игрушек (бумажные силуэты.
Пашка и Глашка: (Оценивают поделки, спрашивают детей о технике исполнения) Молодцы, прекрасные игрушки! Хоть на ярмарку вези!
Баба Марья: Мы плясали и шутили –
О труде поговорили!
А теперь, народ честной,
Вас прошу за праздный стол!