Галина Дмитриевна
Посещение семей.
▼ Скачать + Заказать документы
Посещение семей.
Составила:воспитатель Эргеева Г. Д.
г. Ефремов, Тульская обл.
МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»
Примерная схема записи посещения семьи.
1. Имя, фамилия ребенка ___
Год и месяц рождения ___
С какого времени посещает детский сад ___
Образование родителей:
отца ___
матери ___
Занимаемая должность:
отца ___
матери ___
Число детей в семье ___
Место ребенка в семье (младший, средний, старший, единственный)
2.
Публикация «Посещение семей,» размещена в разделах
Описание семейной среды на время первого посещения Изменения в семейной среде при последующих посещениях
3. Описание посещений с учетом видов деятельности
Дата
посещения Физическое
воспитание
в семье
Игры
Труд
Учение Предложения
семье Отметка о выполнении
Записи в первом и втором разделах заполняются при первичном посещении, а затем дополняются по мере необходимости.
При последующих посещениях заполняется только та графа третьего раздела, с тематикой которой связано посещение, а также рекомендации семье и отметки о выполнении предыдущих рекомендаций. Причем, предложения и рекомендации, даваемые воспитателем семье, должны быть конкретными. Например, если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности: какие именно и т. д. Такие записи помогают избегать повторов, видеть особенности изменений в семейном воспитании.
Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.
При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:
- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,
сфера их деятельности, использование свободного времени;
- психологический климат семьи (система общения между членами семьи);
- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции);
- жилищные условия, материальное благосостояние;
- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей);
- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;
- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;
- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;
- особенности поведения ребенка в. семье;
- здоровье ребенка и других членов семьи;
- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.
Выяснение этих вопросов необходимо воспитателю для дальнейшей работы с родителями, другими семейными воспитателями. К сожалению, начинающие воспитатели не сразу осознают, какое значение имеет столь глубокое знакомство с состоянием семейного воспитания. Постепенно они поймут, что эта работа нужная, что она направляет использование знаний и умений воспитателя на повышение педагогической культуры родителей, повышает его авторитет.
При каждом последующем посещении семьи воспитатель заранее определяет конкретную цель и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка. Например, при посещении семьи ребенка раннего возраста воспитателя могут интересовать:
- условия для развития предметной деятельности ребенка;
- соблюдение режима дня ребенка в домашних условиях;
- педагогические условия для формирования культурно-гигиенических
навыков для развития самостоятельности ребенка и др.
При посещении на дому старших дошкольников цели будут иными. Например, выявить:
- трудовые поручения и обязанности ребенка в семье;
- формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье;
- воспитание интереса к книге;,
- подбор игр и игрушек и др.
При посещении семьи с целью ознакомления с игровой деятельностью следует обратить внимание на:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
- размещение игрушек, их состояние;
- попробовать определить, что побуждает родителей приобретать подобные игрушки;
- любимые игрушки ребенка: какими игрушками ребенок любит играть дома (знают ли об этом родители);
- какие педагогические задачи решают родители с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, соседскими детьми и т. д.)
При посещении семьи с целью выявления характера трудового воспитания важно выявить:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание и направленность по отношению к членам семьи, проявление к ним заботы, внимания;
- как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
- как родители учат детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда, каким именно?
Следует отметить, что в домашних условиях беседа с родителями бывает более откровенной, чем в детском саду, кроме того, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание и других членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка.