Лена Свидрик
Портрет дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В нем выделяют три основных периода:
- младший дошкольный возраст (3 - 4 года)
- средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)
- старший дошкольный возраст (5 - 6-7 лет)
А. Н. Леонтьев говорил о том, что каждый период развития определяется ведущей деятельностью, которая создает условия для психического развития ребенка и обеспечивает переход к новому возрастному этапу и новой ведущей деятельности.
Публикация «Портрет дошкольника» размещена в разделах
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Д. Б. Эльконин говорил о том, что переход от одного периода развития к другому означает переход от одной ведущей деятельности к другой. Автор говорит о направленности ребенка на мир людей, мир вещей, это и определяет психическое развитие, состоящее из отдельных периодов.
Л. С. Выготский говорит о том, что детство строится по определенным логическим законам, которые определяются периодизацией психического и личностного развития, которые отличаются друг от друга.
Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка.
Ребенок выходит за границы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых, где существуют определенные законы и правила. В этот период ребенок начинает соотносить себя с взрослыми, а, следовательно, меняются его отношения с ними. У взрослых увеличиваются требования к ребенку. Например, соблюдение правил и норм поведения в обществе. Так же взрослый организует познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, которая в свою очередь, развивает его память, речь, мышление, воображение, восприятие, внимание, волю в таких видах деятельности, как игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд. Часто именно взрослый является инициатором и организатором совместной деятельности малыша с взрослыми, или малыша со сверстниками.
Какой бы деятельностью ребенок не занимался, она должна вызывать яркие эмоции, иначе ребенок быстро потеряет свой интерес к ней. И конечно, должна присутствовать мотивация. Например – получение награды, похвала, что считается сильной мотивацией, а вот наказание считается более слабой мотивацией, еще слабее – это собственное обещание ребенка, которое требовать от него просто бесполезно. А вот если ребенку что-либо запрещать, ничем не мотивируя это, то с уверенностью можно сказать, что это бесполезное занятие.
Меняется и отношение ребенка к взрослому. Взрослый считается образцом для подражания, а, следовательно, ребенок копирует его во всем. Ребенок ждет от взрослого положительной оценки своих действий, и это происходит на протяжении всего дошкольного периода. Все это влияет на самооценку ребенка.
Ребенок учиться вести себя в обществе правильно, согласно определенным моральным принципам, он учиться оценивать поступки не только других людей или литературных героев, но и свои собственные.
Самооценка появляется на основе эмоциональной самооценки «Я хороший» и оценки чужого поведения.
В дошкольном возрасте меняется так же отношения ребенка со сверстниками, возникает потребность в общении друг с другом. Ребенку теперь приходится считаться с другими, при выполнении какой-либо совместной деятельности, он должен уступать или отстаивать свою точку зрения. Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным причинам. Если в раннем детстве ребенок выражал свои эмоции бурно (бросание на пол, крики, истерика, то в дошкольном – становится более сдержанным. Но активность при этом не снижается, и к концу дня ребенок сильно утомляется. «…общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию в защите своих достижений». Ребенок в этом возрасте начинает осознавать свои переживания, что выражается в таких словах, как «я рад», «я огорчен», «я сердит».
В дошкольном возрасте важным становится статус в группе сверстников. Степень этого статуса зависит от особенностей поведения и форм общения с другими детьми, его знаний, умений, умственного развития.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. Первоначально ребенок овладевает предметной деятельностью, дальше – игра, труд, учение.
Ж. Пиаже говорил о том, что ребенок это не маленький взрослый, по сравнению с взрослым – он другой.
Ребенок еще не может учиться по программе взрослого, а, следовательно, вся учебно-развивающая деятельность связана с игрой. Игра – есть уникальный способ воспитания и развития дошкольника. Она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней у ребенка развивается воображение, развивается речь, память, воля. Следовательно, игра обеспечивает ребенку развитие личностной и познавательной сферы его психики.
В первую очередь, такой вид деятельности интересен самому ребенку. Не мало важным считается и то, что ребенок добровольно выполняет то или иное задание. А для того, чтобы вызвать интерес, важно научить ребенка играть, и только после этого он сможет развивать себя в игре.
На разном возрастном этапе, игра имеет свое отличительное содержание:
1. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий, которые не направлены на человека и не имеют никакого сюжета.
2. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры являются отношения между людьми, ребенок играет определенную роль.
3. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли.
Большую роль оказывает игра на развитие речи. Увеличивается словарный запас ребенка.
Ребенок начинает осознавать себя как мальчика (на четвертом году жизни) или как девочку (на третьем году жизни, и приобретает соответствующее поведение. Мальчики стараются быть сильными, не плакать, а девочки – аккуратными. Начинается осознание себя во времени. В 6 лет ребенок помнит свое прошлое, осознает настоящее, и представляет себя в будущем.
Ребенок в данном возрасте осознает смысл и овладевает техникой рисования, лепки, аппликации, конструирования, а, следовательно, расширяются его представления об окружающем мире.
Труд детей формирует их самостоятельность. Разнообразные занятия развивают их любознательность, расширяют знания о мире, других людях, самих себе.
Так, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих условия для перехода его на новую ступень развития.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, и считается центральным новообразованием.
Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти. У младших школьников память непроизвольная – то есть те события, которые вызвали в нем эмоции, непроизвольно запоминаются. В середине дошкольного возраста формируется произвольная память, то есть ребенок осознанно запоминает что-либо.
Тесно связано мышление и восприятие, а, следовательно, преобладает наглядно-образное мышление.
Круг общения расширяется, ребенок начинает посещать различные общественные места, общаться не только с взрослыми, но и со сверстниками, что не маловажно для его развития.
Все это происходит при помощи взрослого, что говорит о том, что мир взрослых остается значимым фактором, определяющим психологические особенности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. М. : Академический проект; Гаудемаус, 2005. 256с.
2. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками / исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М. : 1989. с. 74-75
3. Мандель Б. Р. Психология развития. М. : Директ-Медиа, 2015. 743с.
4. Смирнова Е. О. Детская психология. М. : ВЛАДОС, 2008. 366с.