Алена Фирсова Сычевник
Портфолио воспитателя детского сада
Создание портфолио воспитателя детского сада стало одним из способов фиксации профессиональных качеств и достижений педагогических работников ДОУ. В этих индивидуальных папках можно собрать немало материалов, на основании которых будет оцениваться компетенция воспитателей, динамика совершенствования их профессионализма и результаты практической работы с детьми.
Публикация «Портфолио воспитателя детского сада» размещена в разделах
Наличие у педагога портфолио необходимо при проведении периодической аттестации и не только. Родители также вправе интересоваться профессиональными качествами воспитателей, работающих с их детьми, и ознакомление с портфолио поможет получить представление о педагогах в той или иной группе.
Во многих дошкольных учреждениях есть свои особенности оформления и ведения портфолио воспитателя. Для нашего учреждения предлагаю следующий образец портфолио, который позволит педагогам успешно вести работу по формированию яркой, содержательной папки в целях последовательного и как можно более полного отражения этапов, направлений и результатов своей профессиональной деятельности.
Содержание портфолио воспитателя детского сада
Чтобы упорядочить размещение сведений и материалов, необходимых для портфолио, оно должно подразделяться на несколько частей, например:
I – Вводная часть:
1 – общие сведения,
2 – документы, подтверждающие профессиональный рост;
II – Профессиональный портрет;
III – Тематические папки:
1 – профессиональные достижения,
2 – успехи воспитанников,
3 – рекомендации, оценки и отзывы.
Общие рекомендации по оформлению разделов портфолио
Раздел «Вводная часть»
1. Общие сведения. Здесь необходимо приложить фото и указать личные
данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование (прилагается копия диплома, общий и педагогический стаж работы, профессиональный статус (указываются учреждения, где довелось работать в качестве педагога, периоды работы и квалификация). Эта информация может быть оформлена в виде резюме.
2. Документы, подтверждающие профессиональный рост. Материалы данной папки должны подтверждать факты повышения квалификации педагога, то есть прохождение им курсов, переподготовки, стажировки, получение дополнительного профессионального образования, участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и конференциях. Здесь же будут уместны поощрительные грамоты, полученные за высокие результаты педагогической работы и деятельность общественного характера. Анализ этих материалов позволит судить об уровне профессионализма воспитателя, его целеустремленности и здоровых амбициях.
Раздел «Профессиональный портрет»
К оформлению этого раздела следует подойти творчески, потому что понадобится написать что-то вроде эссе, рассказав о себе, как о профессионале. Воспитатель может изложить следующее:
• чем был обусловлен выбор профессии;
• какими, по его мнению, качествами должен обладать педагог, работающий в дошкольном учреждении;
• каковы его профессиональные интересы и кредо (личное убеждение, «то, во что я верю»);
• краткий обзор этапов педагогической деятельности;
• перспективы профессионального развития, имеющиеся достижения, в том числе, творческие;
В завершение этого повествования не лишним будет указать, как сам воспитатель оценивает свою профессиональную компетенцию.
Раздел «Тематические папки»
1. Профессиональные достижения. В папку можно помещать планы работы с воспитанниками, конспекты по проведению открытых занятий, доклады для педсоветов, списки самостоятельно разработанных пособий (методических, дидактических, личные отчеты по итогам работы в учебном году, описательные или видеоматериалы по опыту работы с детьми и родителями, и т. д. Последовательно пополняя эту папку, которая, несомненно, станет наиболее объемной частью портфолио воспитателя, педагогам удастся сформировать богатую подборку материалов о методических и творческих аспектах своей работы. Кроме того, они смогут анализировать имеющиеся профессиональные навыки в целях дальнейшего их расширения, совершенствования.
2. Успехи воспитанников. Папка должна содержать документы, свидетельствующие об участии детей в спортивных и других мероприятиях, конкурсах и выставках (прилагаются также копии дипломов, грамот, об участии детей и воспитателя в каких-либо проектах, данные о результатах оценки образовательного уровня воспитанников, формирующегося в ходе повседневных занятий с ними. Таким образом, в этой папке будут накапливаться материалы, характеризующие компетентность и активность воспитателя, его творческий подход к работе с дошкольниками.
3. Рекомендации, оценки и отзывы. Название папки говорит само за себя: рабочие рекомендации, данные заведующим и методистом детского сада, различные отзывы, полученные от родителей и администрации (работников) дошкольного учреждения, письма с благодарностью, рецензии на разработанные профессиональные технологии – эти и подобные документы будут помещаться сюда, чтобы акцентировать внимание на качественности и результативности работы педагога.
Заключение
К портфолио воспитателя детского сада надо относиться, как к одной из форм аттестации. Важно поддерживать его в актуальном состоянии и заботиться о систематическом накоплении материалов, свидетельствующих о компетентности воспитателя и его стремлении не останавливаться на достигнутых результатах.
Но недостаточно будет только наполнять портфолио, не уделяя внимания оформлению этой папки. Пусть первое благоприятное впечатление о портфолио произведут его красочная обложка, наличие оглавления и четкое обозначение разделов. Дальнейшее ознакомление с материалами портфолио воспитателя детского сада должно оставить ощущение заинтересованности педагога в результатах своей профессиональной деятельности, системности проводимой работы и любви к детям.