Маргарита Соломахина
Помощь детям, имеющим задержку речевого развития, в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема оказания ранней помощи ребенку с задержкой речевого развития является наиболее актуальной. За последнее десятилетие отмечается все большее количество детей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в психолого-педагогическом воздействии. Овладение речью, которое происходит обычно в раннем возрасте, оказывает чрезвычайное влияние на всё последующее развитие.
Публикация «Помощь детям, имеющим задержку речевого развития, в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известно, что знание возрастных норм речевого развития имеет большое значение в ранней диагностике даже минимальных отклонений, что очень важно для оказания своевременной коррекционной помощи и предупреждения более серьезных последствий задержки речевого развития.
Детский организм чрезвычайно гибок, большая часть детей с успехом преодолевают имеющиеся проблемы в развитии речи при условии раннего начала логопедической коррекции. Помощь, оказанная своевременно, позволит детям догнать своих сверстников в речевом развитии, предупредить многие нежелательные последствия задержки речевого развития и обеспечить максимальную реализацию возрастного потенциала.
В свою очередь педагоги ДОУ должны владеть базовой информацией о нормах речевого развития для своевременной рекомендации родителям по вопросам преодоления имеющихся у ребёнка отклонений в речи.
Реальную и полноценную помощь ребенку могут непосредственно оказать те лица, которые систематически взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности. Соответственно таким человеком может стать как родитель так воспитатель ДОУ.
1. Пример диалога
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Кружку.
– Что это такое? – Кружка.
– Что поставила? – Кружку. И т. д.
2. Разговор с самим собой
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где кошка?», «Вот кошка», «Кошка сидит на стуле», «Кошка красивая», и т. п.
3. Параллельный разговор
Взрослый проговаривает каждое действие: «ты слышишь, как птичка поет?», «посмотри, какой красивый котик».
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Для начала не спешите дать желаемое ребенку: не стоит подавать предмет, на которую он показывает пальцем. Взрослый человек должен показать ребенку, что он не понимает… Немного притворится глупым и повторять фразы: да где? «Я не понимаю, что ты от меня хочешь…». Тем самым вы провоцируете ребенка назвать предмет нужный ему.
5. Распространение
Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребё нок: «Чай».
Взрослый: «Да, чай», «Чай очень вкусный», «Чай наливают в чашку».
6. Выбор
Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть лопаткой или ведерком?», «Что ты будешь пить – молоко или сок?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
7. Поручения
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребё нка: «Что ты хочешь взять? Мяч? Как надо попросить? – Мама, дай мяч…».
8. Похвала
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.
Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.
Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.