Ольга Попова
Полюбить и понять (из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
Полюбить и понять
нять[/h3]
(из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников)
Мы, воспитатели, в своей работе с детьми старшей группы много внимания уделяем экологическому воспитанию. Нам кажется, что это помогает детям осознать необходимость решения экологических проблем, и понять, какой вклад они могут внести в охрану природы. В беседах с ребенком мы задаем вопрос детям: «Что каждый из вас может сделать, чтобы защитить природу?» Что отвечают дети: «Нужно беречь природу; нужно ловить браконьеров, которые убивают животных; нужно очищать реки» и т. д.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы понимаем, что это за пределами их возможностей. А вот после проведения ряда бесед появляются такие ответы: «Нельзя оставлять мусор в лесу и на берегах рек, озер, нужно собирать его в мешок и выбрасывать его в специально отведенных местах; костер нужно заливать водой, чтобы не случился пожар; нельзя топтать растения, так как они красивые и полезные…». Так происходит у ребенка понимание своей роли в общем для всех нас деле – заботе о Доме, в котором мы живем.
Особенно нас беспокоит равнодушие некоторых детей ко всему живому. Мы стараемся выбирать темы для бесед, которые смогли бы затронуть душу ребенка. Например, тема «Семечко». Дети знакомятся со строением семян, их названием, циклом роста и развития. На практическом занятии «Вырасти друга» дети выбирают семена цветов и сажают их. А еще каждому посаженному семечку мы предлагаем дать имя. По музыку Чайковского «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») ребенку предлагается поговорить с семечком, подружиться с ним. Как в эти мгновения дети преображаются и как потом они ждут всходов, ухаживают за растением, разговаривают с ним! Забота о живом постепенно входит в жизнь детей.
К сожалению, человек чувствует себя хозяином природы, это откладывает отпечаток и на психологии детей, которые нередко совершают жестокие поступки. «Понять» муравья, бабочку, травинку… ребенок сможет тогда, когда представит себя на их месте, посмотрит на мир их глазами. Для этого предлагается детям вообразить себя этим самым муравьем, бабочкой…и т. д.
Человек для этих существ – великан. Детям предлагается представить, что человек берет, например, попугайчика Сашу, хомячка Леру в ладошку и начинает дергать их за хвост, за лапки… На вопрос детям: «Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Мне больно…Я могу умереть …» После этого они начинают бережно относиться к своим питомцам.
Еще мы предлагаем детям представить себя луковками, которые мы посадили в ящик с землей. Они была рядом со своим друзьями. С ними, луковками, разговаривали. Но злой волшебник ночью спрятал ящик с луковками в кладовку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Что вы чувствуете? Вам хорошо?» Дети-луковки отвечают: «Темно, страшно, мы погибнем…» Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите. Ребенок понимает, что жестокость по отношению к живому – это зло.
Ответы детей показывают, что они лучше воспринимают материал, если в игровом сюжете действует отрицательный и положительный персонаж.
Так, о вреде Мусора, дети защищали матушку-природу от Мусорного паука, который хотел своей паутиной оплести всю землю, чтобы из гор мусора ничего не было видно, даже солнца. Неподдельная радость появляется у детей на лицах, когда мусорный паук убегал, пугаясь правильных ответов детей.
Воспитатели : Леонтьева Марина Игоревна, Попова Ольга Александровна
(МБДОУ детский сад №123 «Семицветик», г. Пенза)