Лучший педагог года

Пояснительная записка к методическим рекомендациям «Мой край Тамбовский»

Ольга Иншакова
Пояснительная записка к методическим рекомендациям «Мой край Тамбовский»
▼ Скачать + Заказать документы

Психолог Л. С. Выготский отмечает: «Интерес – это естественный двигатель детского поведения…» Это положение Выготского положено в основу и экологического воспитания дошкольника. В процессе экологического воспитания имеют место следующие виды образовательной деятельности: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».

Всё экологическое воспитание и образование имеет определённые формы реализации: сказки, занятия путешествия, использование художественной литературы, классической поэзии, фольклора, народного календаря, развивающие игры, выполнение практических заданий, работа в экологической тетради.

Публикация «Пояснительная записка к методическим рекомендациям „Мой край Тамбовский“» размещена в разделах

Природа обычно вызывает у человека размышления о загадках мировоззрения, вековечных вопросах человеческого бытия. Природа – такое же одушевлённое «разумное» существо, что и человек. Послушайте, как говорит о ней Ф. И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эти слова русского поэта Тютчева о природе, послужили толчком для создания курса занятий по краеведению родного тамбовского края.

Методические разработки «Мой край Тамбовский» представляют попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и эколого-краеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. Методические разработки нацелены на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.

Региональных экологических программ, учебно-методических и практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений нет, что затрудняет реализацию принципов регионализма экологического образования дошкольников и, как следствие, преемственности двух ступеней системы непрерывного экологического образования (детский сад – начальная школа).

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Чтобы решить эти проблемы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последние годы всё больше уделяется внимания образованию в области окружающей среды. А начинать формировать правильное мировоззрение нужно очень рано – ещё в детском возрасте.

Решить эти проблемы помогает непосредственно-образовательная деятельность эколого-краеведческого направления («Познание»).

Работу организую с различными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: карты, картины, иллюстрации, коллекции, гербарии.

Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Получив знания по краеведению родного Тамбовского края, дети получат определённый объём знаний о природе «малой родины».

Содержание курса «Мой край Тамбовский» направлено на решение следующих воспитательных и образовательных задач:

дать детям целостное представление о природе родного края;

развить понимание самоценности природы;

осознание ребёнком себя как части природы;

воспитать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений;

сформировать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;

воспитать у детей активную жизненную позицию;

обучить основам элементарной экологической безопасности;

формировать экологически грамотное поведение в быту и природе;

способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.

При создании эколого-краеведческого курса были учтены принципы:

воспитания любви к родному краю;

научности;

наглядности;

систематичности;

доступности.

Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного Тамбовского края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связаны между собой и человеком. Это как бы большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием «Мой край Тамбовский».

Весь наработанный материал делится на блоки, которые связаны между собой по содержанию.

Структура.

Блок «Река Лесной Воронеж и другие водоёмы Тамбовской области» рассказывают о реке, на которой расположился наш город, об обитателях водоёмов и их охране.

Блок «Растительный мир Тамбовской области» познакомит детей с растительным миром нашей области, воспитывает бережное отношение к лесным богатствам.

Следующий блок «Животный мир Тамбовской области» содержит материал о животных и птицах, даётся понятие цепь питания леса.

Завершающий блок «Охрана природы», закрепляет знания детей о лесе и его богатствах, подводит детей к тому, что лес надо беречь и охранять.

Методика работы.

Как известно в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, поэтому большое внимание уделяю эколого-эстетическому направлению.

Непосредственно-образовательная деятельность строится с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира.

Большое значение уделяю ведущей форме деятельности детей – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, игры-воображения, самостоятельные игры эколого-краеведческого содержания).

Огромное значение уделяю опытно-исследовательской деятельности – проведению опытов, наблюдений. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Получение экологических знаний детьми в детском саду строится на основе исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

Для непосредственно-образовательной деятельности эколого-краеведческого направления можно выделить следующие «типы исследования».

1. Опыты (экспериментирование).

Например, какой бывает вода? Отвечая опытами на этот вопрос, мы знакомим детей со свойствами воды. В ходе исследования дети самостоятельно делают вывод, что лёд – это замёрзшая вода.

Проводим опыт по очистке воды, который подводит детей к пониманию такой проблемы, как охрана воды – среды обитания живых организмов.

2. Коллекционирование (классификационная карта).

Ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включённых в неё предметов (камней, листьев, семян).

Например, зимой, после ветреного дня, на снегу можно обнаружить семена клёна, берёзы и других растений. Это интересный повод для разговора о летающих семенах. Дети с удовольствием ищут на снегу похожие и разные семена, бросают их, наблюдая за особенностями полёта, его скоростью, соревнуются, чьё семечко улетит дальше.

3. Путешествия по карте.

Дети работают не только с физической картой страны, но и контурной картой Тамбовской области. На неё дети наносят реку Лесной Воронеж, свой родной город Мичуринск, леса нашей области.

4. И как продолжение «путешествий по карте», мы отправляемся в путешествие по экологическим сообществам леса, водоёма, луга. Составляем простые цепи питания леса и наносим их на контурную карту.

В эколого-краеведческом обучении я использую наиболее эффективный интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности (продуктивная деятельность, музыки, художественного творчества, физической культуры, игры, чтение художественной литературы, моделирование, т. е. экологизацию различных видов деятельности.

К курсу непосредственно-образовательной деятельности на тему «Мой край Тамбовский» прилагается рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь по краеведению составлена с учётом возрастных и психологических особенностей восприятия ребёнком краеведческого материала. Задания включают игровой момент и построены в увлекательной для дошкольника форме. Графические задания (дорисуй, раскрась, заштрихуй) развивают не только мелкую моторику рук, но и пространственное видение, цветовое восприятие, мышление. Работа с тетрадью предполагает общение дошкольника с воспитателем, родителями, сверстниками. Тем самым решаются проблемы детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт.

Работая над этой темой, я подготовила наглядный материал: это демонстрационный материал, дидактические игры, карточки с заданиями.

Провожу и работу с родителями. Подготовила и оформила ширмы и витрины по разным темам, участвовала в родительских собраниях, подготовила и провела эколого-краеведческие праздники.

Навыки детей обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, на скрытые от непосредственного восприятия, а также причины станут основой для формирования у детей полноценных знаний в дальнейшем обучении в школе.

К концу учебного года получила результаты в области обучения, а значит и развития ребёнка, это:

воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира;

умения видеть красоту окружающего мира;

формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;

умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

желание предпринимать определённые действия по её сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие, обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

При оценке результатов проводится диагностика знаний детей непосредственно по программе «Мой край Тамбовский». Я провожу диагностику знаний по темам, в каждой теме ставятся вопросы. Количество вопросов различно, в зависимости от объёма, изучаемого материала.

Таким образом, использование современных методик, совмещение различных видов деятельности, позволили достигнуть определённых результатов: это воспитание эмоционального и бережного отношения к объектам родной природы, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту, умение видеть красоту родной природы, о которой писал Ф. И. Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Автор публикации:
Пояснительная записка к методическим рекомендациям «Мой край Тамбовский»
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 15:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к методическим рекомендациям «Мой край Тамбовский»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иншакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД