Татьяна Сазонова
Подвижные игры экологического содержания с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры экологического характера связаны с имитацией повадок животных, их образа жизни, в чем-то отражают явления неживой природы. К таким играм относятся "Наседка и цыплята", "Кошка и мышки", "Солнце и дождь" и т. д. Дети, копируя действия и звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально позитивный настрой благоприятствует углублению их интереса к природе.
Публикация «Подвижные игры экологического содержания с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Такие игры могут быть использованы как на открытом воздухе во время прогулок, так и в помещении, во время физкультурных занятий или свободной игровой деятельности. Характерной чертой этих игр является умение использовать действия с природным материалом в процессе игры (движение с листьями, ветвями, камнями, а также знание их существенных качеств и свойств (форма, цвет, размер, запах). При использовании природных материалов в играх дети фиксируют познания о многообразии растений и животных, их среде обитания, внешнем и отличительном виде.
Перед каждой игрой проходит подготовительная работа, приводящая к развитию познавательных навыков детей. Это формирует экологические задачи. Например, в игре "Птицы и птенцы" создаются понятия детей о птицах, их названия птиц и их птенцов, умение найти птицу-маму для каждого птенца, развиваются внимание, мышление, реакция на сигнал.
Сюжетные игры на свежем воздухе, благодаря разнообразию своего содержания, могут помочь детям закрепить свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений, разнообразии животных и птиц, их криках.
Птичка
Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.
Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай,
Улетела птичка – ай!
После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.
Медведь и дети
Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей; расширять знания о животных (медведе).
Содержание игры. Роль медведя исполняет взрослый (один из родителей) или старший ребенок. Дети размещаются на одном конце или участка. Взрослый произносит слова:
Мишка по лесу гулял,
Мишка деточек искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Медведь ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый говорит:
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишка, вставай,
Наших деток догоняй.
Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.
Уточки и собачка
Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками; продолжать знакомить с домашними птицами и животными.
Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.
Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-деточки,
Плавно в ряд.
Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями, хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».
Вдруг с лаем появляется собачка (помощник). Утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Утки наши белые
Без того не смелые.
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Лучше с нами поиграй.
Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)
Кошка и цыплята
Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.
Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый, с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) – действуют по своему усмотрению.
Курочка квохчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.
Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.
Солнце или дождик?
Задачи. Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Продолжать знакомство детей с явлениями природы.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Содержание игры. Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
Птички в гнездышках
Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание. Воспитывать любовь к птицам.
Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5–10 см, расположенные на одной стороне комнаты, площадки.
Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.
Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел! –раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.
Мотыльки
Задачи. Повысить двигательную активность; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом. Пополнять знания детей о насекомых.
Содержание игры. Дети изображают мотыльков. Взрослый поет или говорит:
На зеленом на лугу
Мотыльки летают.
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Дети-мотыльки бегают, машут крылышками руками, порхают с кочки на кочку (мягкие дорожки или коврики, разложенные по группе).
Таня вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(Взрослый держит в руках яркий сачок и пытается поймать мотыльков. Дети убегают.)
Можно сказать, что подвижные игры экологического содержания способствуют формированию познавательных способностей дошкольников, является важным инструментом воспитания интереса к природе своего края, бережного отношения к ней.
Природа предоставляет большие возможности для разнообразных занятий с детьми, с целью развития гуманных чувств к животным и растительному миру, что активно способствует усвоению и использованию приобретенных знаний.
Регулярное применение игр экологического характера с детьми содействует активности детей на занятиях, активизирует у них интерес, могут помочь лучше усвоить получаемые знания. Поэтому необходимо включать данные игры не только в спортивные, но и в любые учебно-просветительские мероприятия, проводимые в детском саду.