МААМ-картинки

Подвижные игры разных народов

Елена Шевчук
Подвижные игры разных народов
▼ Скачать + Заказать документы

ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

СПУТАННЫЕ КОНИ (ТЫШАУЛЫ АТЛАР)

На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.

Правила игры :

выигрывает команда, закончившая эстафету первой;

• прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.

УГАДАЙ И ДОГОНИ (ЧИТАНМЕ, БУЗМЕ)

Публикация «Подвижные игры разных народов» размещена в разделах

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры :

• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;

• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

СКОК-ПЕРЕСКОК (КУЧТЕМ-КУЧ)

На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.

Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры :

• нельзя выталкивать друг друга из кружков;

• двое играющих не должны находиться в одном кружке;

• при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

ПРОДАЁМ ГОРШКИ (ЧУЛМАК УЕНЫ)

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

«Эй, дружок, продай горшок!»

• Покупай!

• Сколько дать тебе рублей?

• Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры :

• бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

• бегущие не имеют права задевать других игроков;

• водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

ТИМЕРБАЙ

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

• Пять детей у Тимербая,

• Дружно, весело играют.

• В речке быстрой искупались,

• Нашалились, наплескались,

• Хорошенечко отмылись

• И красиво нарядились.

• И ни есть, ни пить не стали,

• В лес под вечер прибежали,

• Друг на друга поглядели,

• Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ХЛЕБЕЦ (ХЛИБЧИК)

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.

— А выпечешь? — спрашивает задняя пара.

— Выпеку!

— А убежишь?

— Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры : последняя пара может бежать только после окончания переклички.

ВЫСОКИЙ ДУБ

На игровой площадке выкапывают продолговатую ямку, ширина которой несколько превышает диаметр мяча. Поперек ямки, ближе к одному ее краю, кладут палочку, а на палочку — дощечку из крепкого дерева с поперечной планкой на одном конце. На этот конец дощечки помещают небольшой резиновый мяч и опускают его на дно ямки. Поперечная планка поддерживает мяч и не дает ему соскочить с дощечки. Другой конец дощечки поднят вверх и выступает над ямкой. По жребию определяют того, кто будет бить мяч. Получивший это право становится возле ямки, а остальные расходятся на опре-деленное расстояние в разные стороны. От удара палкой по верхнему концу дощечки мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, пытаются поймать его в воздухе.

Тот, кто поймает, идет бить, а кто бил, уходит к ловцам. Если мяч никто не поймает, то тот, который находится возле ямки, бьет опять. В игре могут принимать участие от десяти до пятнадцати детей.

Правила игры :

• при ловле мяча нельзя отталкивать друг друга;

• ребенок, поймавший мяч, получает право следующим бить мяч.

ПРЕЛА-ГОРЕЛА

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

ИВАНКА

На игровой площадке чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — это дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди.

Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик— поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из лесу иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается с начала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

ПРОСО (ПРОСА)

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

Приходи к нам просо полоть.

Не хочу!

А кашу есть?

Хоть сейчас!

Ах, ты ж, лодырь!

После этих слов ведущий и лодырь (гультай) обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.

Правила игры. Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, лодырь!» Чтобы ведущий и гультай не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а гультай – за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.

У МАЗАЛЯ

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

Здравствуй, дедушка Мазаль–

С длинной белой бородой,

С карими глазами,

С белыми усами!

Здравствуйте, детки!

Где вы были?

Что делали?

Где мы были, вам не скажем,

А что делали – покажем!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

ХЛОП, ХЛОП, УБЕГАЙ! (ЛЯСЬ. ЛЯСЬ. УЦЯКАЙ)

Играющие ходят по площадке – собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

Хлоп, хлоп, убегай!

Тебя кони стопчут.

А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь –

несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры. Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

ЛИСКИ

Играющие по договоренности или по же ребьевке выбирают лиса — ведущего и, по строившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

• Где был?

• -В лесу.

• -Кого поймал?

• Лиску.

• Верни лиску мою.

• За так не отдаю.

• За что отдашь — скажи сам.

• Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, ли сом — игрок, который остался. Правила игры. Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ЯБЛОКО (ДЕ -А МЭРУЛ)

Играют одновременно до пятнадцати детей, взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу.

С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет выбывает из игры. Игра продолжается до те пор, пока в кругу не останется трое игрою Они объявляются победителями.

Правила игры. Бегущим по кругу игрока не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит и игры один — тот, у кого окажется свободно правая рука. Однако по уговору можно водить из игры и того, у кого окажется

свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

ЛОШАДКИ (ДЕ-А КАИЙ)

Играющие делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую - кучера. Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят:

• Та-ра-ра, та-ра-ра,

• Ушли кона со двора.

После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место - конюшнкх Дети-лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить.

Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевают на них вожжи) и уезжают, говоря:

• Еду, еду на коне

• По чудесной стороне,

• По Молдавии зеленой,

• Жарким солнцем опаленной.

• Цок, лошадка,

• Цок, Гнедок,

• Цок подковой,

• Цок-цок-цок.

Правила игры. Кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время, щелкать языком, пока их не поймают.

Публикации по теме:

«Играй, да меру знай». Развлечение на основе татарских народных игр для детей старшего дошкольного возраста«Играй, да меру знай». Развлечение на основе татарских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №454 «Играй, да меру знай»Цели: • продолжать.

«Путешествие с друзьями». Сценарий праздника, посвященного всемирному Дню толерантности«Путешествие с друзьями». Сценарий праздника, посвященного всемирному Дню толерантности Цель: - Обобщение, систематизация информации о доброте, милосердии, взаимопонимании. Формирование чувства уважения к другим людям. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры разных народов
Опубликовано: 13 марта 2015 в 20:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные игры разных народов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шевчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД