Екатерина Черепанова
Подвижные игры наших родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры наших родителей.
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь здоровья, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.
Публикация «Подвижные игры наших родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В современном мире нам никуда не деться от научно-технической революции. Компьютерные игры развивают у ребенка внимание, быстроту реакций, тренируют память. Чтобы играть в компьютерную игру, малышу необходима усидчивость.
С помощью таких игр развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация. Выполняя все игровые задания, ребенок учится аналитически мыслить в нестандартной ситуации, классифицировать и обобщать понятия, стремится к достижению цели.
С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и, конечно, компьютеры).
Игра влияет на взаимоотношения ребенка с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.
Безусловно, это все хорошо.
Но по статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезии - пониженная двигательная активность.
Дошкольный возраст наиболее важен для полноценного всестороннего развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, поэтому основная задача оздоровительной работы заключается в укреплении физического и психического здоровья дошкольника.
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Подвижная игра относится к видам деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для нее характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Они частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными педагогом или играющими, направлены на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры.
Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек.
Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных подвижных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться.
Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление. Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством коммуникации, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча).
Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.).
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т. д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Одним из принципов ФГОС является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Поэтому к своей работе мы решили привлечь родителей, бабушек, дедушек наших воспитанников.
Для достижения положительного результата, в своей работе использую такие традиционные формы работы с семьёй, как:
1. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а также рекомендуется литература по развитию движения у детей.
2. Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
3. Дни открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а также получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
4. Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
7. Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
8. Анкетирование – необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.
9. Фотовыставки. Родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.
Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и нашего детского сада – семейный клуб «ВМЕСТЕ». Из опросов и анкетирования родителей стало ясно, что детям, и родителям интересна совместная деятельность. Поэтому занятия в клубе проводятся в форме совместных занятий и досугов, в процессе которых родители и дети вместе играют, общаются, узнают новое. Дети также узнают о спортивных достижениях родителей. Составляются альбомы «Наша спортивная семья». Данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре и спорту, к выполнению физических упражнений, к утренней зарядке.
Занятия в семейном клубе способствуют повышению психолого-педагогической культуры родителей, формированию потребности в здоровом образе жизни семьи, получению необходимых знаний о физическом развитии ребенка, снижают дефицит положительных эмоций у детей и родителей, обеспечивают преемственность воспитания детей в семье и в детском саду.
Предполагаемый результат.
Улучшение эмоциональных отношений между взрослыми (родителями, педагогами) и детьми, установление положительного эмоционального контакта родителей с детьми, обогащение двигательного опыта детей, укрепление физического и психического здоровья.
Овладение родителями способами тактильного взаимодействия с ребенком в совместной двигательно-игровой деятельности, положительная динамика в формировании доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Особенности совместных занятий
в младшем дошкольном возрасте.
Начиная с младшего дошкольного возраста своих детей, родители приглашаются на физкультурные досуги, как активные участники. В основном, опираясь на методику М. Н. Поповой «Навстречу друг другу», используется ее опыт в проведении таких досугов.
Так, в начале года проводятся игровые занятия, чтобы дать возможность родителям адаптироваться к совместной деятельности с детьми, постепенно переходим на «традиционные» занятия.
Традиционные занятия включают в себя различные физические упражнения - парные общеразвивающего характера, основные.
Такие занятия решают ряд задач: адаптация ребенка к детскому саду (возраст детей 3-4 года, приобретение родителями разнообразного двигательного опыта, эмоциональное сближение родителей и воспитателей, а также формирование хорошей традиции детского сада –совместные занятия детей и родителей.
Особенности совместных физкультурных занятий
в старшем дошкольном возрасте.
К старшей, подготовительной группе меняется характер совместных занятий, ставятся другие цели.
Основными идеями таких занятий уже являются совершенствование двигательных умений и навыков полученных на занятиях по физической культуре; воспитание желания заниматься физическими упражнениями; доставить детям радость от совместной деятельности со своими родителями. Занятия становятся больше похожими на праздники.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни.
Основу таких праздников составляют игры и игровые задания соревновательного характера. Группа делится на две команды, которые состоят из детей и родителей. Участники выполняют командные и индивидуальные задания, соревнуются взрослые с взрослыми, дети с детьми.
Игровые задания с двигательной активностью сменяются заданиями на внимательность, на развитие мелкой моторики, исполнением музыкально-ритмических композиций.
Эмоциональность таких праздников, постоянное наблюдение родителей за ребенком дает возможность ребенку проявить свои склонности и таким образом получить удовлетворение естественной потребности в движении, а еще психологическое удовлетворение от участия в праздниках.
Планируя работу по проведению таких мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста, учитываются такие факторы:
• подвижные игры должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
• подвижные игры необходимо чередовать с более спокойными;
• способствовать повышению эмоционального настроя детей путем ввода в сценарий мероприятия различных персонажей;
• избегание длительного статического положения, ожидания;
• методы и способы организации детей следует согласовывать с их возможностями;
• учитывать время, отведенное на проведение мероприятия.
Главной целью семейного клуба является привлечение родителей к образовательному процессу в области физической культуры. Что даст младшим дошкольникам более быструю и менее травматичную адаптацию к условиям детского сада, старшим дошкольникам взаимодействие детей с родителями на занятиях, а так же контакт «родитель-педагог».
Совместные занятия способствуют:
установлению эмоционального контакта родителей с ребенком, расширению диапазона их невербального общения;
содействуют возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр;
обогащают двигательный опыт детей, развивают ориентировку в пространстве, координацию движений, двигательную активность;
развивают эмоциональную сферу ребенка;
содействуют эмоциональному сближению родителя с ребенком;
развивают двигательную активность.
Физкультурные праздники и развлечения.
Дети очень любят праздники, а если рядом папа и мама – то это праздник вдвойне. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворение природной потребности детей в движении, воспитание желания систематически заниматься физкультурой и спортом, приобщение к здоровому образу жизни, формирование основ праздничной культуры.
Совместные спортивные праздники укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышения авторитета родителей.
Организация совместных мероприятий – результат работы инструктора по физической культуре и воспитателей.
ВЫВОД: Участие родителей в работе такого клуба помогает сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с педагогами школы. Родительский клуб помогает активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулирует детей и их родителей к поиску разнообразной информации.
Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Наблюдения педагогов, педагога-психолога показали, что дети на совместных занятиях всегда старательно выполняют движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получать положительную оценку от взрослых – не только педагогов, но и родителей.
Родители поддерживают детей и своим поведением показывают, что готовы порадоваться успехам, посочувствовать в случае неудачи. Это способствует развитию уверенности в себе, самоуважения, чувства собственного достоинства ребенка.
Наблюдения за детьми во время совместной деятельности дали родителям возможность увидеть результаты образовательного процесса, осознать особенности личности ребенка и его индивидуальность. Совместная деятельность помогла понять проблемы в физическом развитии ребенка и смотивировала родителей на взаимодействие со специалистами детского сада.
Дети учатся сосредотачиваться на выполнении движений, становятся более ловкими, самостоятельными, организованными, уверенными в своих силах. Родители узнали, какие упражнения полезны ребенку и как их правильно выполнять. Совместная деятельность детей и взрослых укрепляет семью — улучшает микроклимат, взаимопонимание.
В процессе занятий происходит: стимулирование фантазий и воображения в игровой форме; укрепление эмоциональной связи ребенок-родитель, обучение совместной деятельности; развитие естественных коммуникативных навыков, тренировка внимания на основе следования сюжетной линии занятия; закладывание основ для дальнейшего развития.
Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект, фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.
В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.
Воспитатель должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство прекратить игру, если она вредно действует. Внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование тоже можно подавать в виде игры. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".