Ирина Денисова
Подвижные игры народов России для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры народов России для дошкольников
«РУЧЕЁК»-русская
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Публикация «Подвижные игры народов России для дошкольников» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
«КАРТОШКА» -русская
Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.
Ход игры : Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.
«КОЛЕЧКО»-белорусская
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:
Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Руки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.
СКОК-ПЕРЕСКОК (КУЧТЕМ-КУЧ)-татарская
На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»-якутская
Играющие встают в круг. Хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки, прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят дзинь, дзинь…
На последние слова дети прыгают на месте на носочках, пока не услышат сигнал «Ветер!»
Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети делают большой круг – льдинку.
Правила игры : менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» В игру можно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
СБОР ТЮЛЬПАНОВ (Лолачинакон) -таджикская
Играющие делятся на группы по три человека. Каждая тройка становится на расстоянии 1 м друг от друга. Перед игроками проводится поперечная линия, с которой начинается игра. На расстоянии 15—20 м от нее прово-дится еще параллельная линия, а от этой чертится еще одна параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом получается как бы коридор — арык. Выбирается водящий, его зовут Мавлюда. Водящий становится за линией арыка.
По первой команде тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде игроки поют песни или рассказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед, в сторону арыка. Примерно это выглядит так:
Жили-были три девочки.
Игроки шагают.
Собирали тюльпаны.
Опускают руки и имитируют сбор тюльпанов.
— Бежали — бежали, До нового арыка добежали, Все кладут руки опять на плечи и в тройках бегут до арыка.
-. У нового арыка воды нет. Постукивают ногами о землю. –
- И Мавлюда болеет. Опускают руки и бегут за начальную черту.
Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игроков, то водящий меняется местами с пойманным. Мавлюда становится в тройку на место последнего. Если Мавлюда долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего водящего и игроков, которые ни разу не были пойманы.
Правила игры. Игроки должны доходить до линии арыка и убегать только после слов: «Мавлюда болеет». Водящий не имеет права выходить вперед, пока не услышит последнее слово. Если он выбежит раньше, пойманные не засчитываются. Убегать можно только назад, за линию. Ловить следует в пределах всей площади до начальной черты. Если водящий коснулся игрока рукой, тот считается пойманным.
«БЕЛЫЙ ТОПОЛЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ТОПОЛЬ (Ок теракми, кук терак)»- узбекская
Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:
– Белый тополь, зеленый тополь! От нас кто вам нужен?
Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.
Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.
ОХОТНИКИ- якутская
Выбираются три ребенка –охотника, остальные дети олени. Дети-олени ходят по кругу, танцуют под музыку, в то время охотники бегают вокруг оленей с бубнами и стучат в них. Затем музыка стихает, охотники перестают стучать в бубны, а олени садятся в круг и закрывают глаза. В это время охотники кладут за спинами выбранных оленей бубны, а дети в круге должны нащупать сзади руками бубны. Дети, у которых оказались бубны - становятся охотниками. Те дети, которые были охотниками встают круг. Игра начинается заново.