Скибина Лидия
Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием
пешеходов следующие:
• переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
• переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;
• неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств.
Особое значение в решении проблемы безопасности движения имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов - детей. Ребенка интересуют улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации. Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с такой же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров требует абстрактного мышления, которое у дошкольников только начинает развиваться, что затрудняет процесс восприятия правил дорожного движения.
Публикация «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Подвижные игры по правилам дорожного движения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. Дети же еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально принять верное решение, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Чтобы дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов у него сохранить свое здоровье и жизнь.
Содержание данной образовательной области направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира) через решение следующих задач:
• Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и о способах поведения в них.
• Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и мира природы.
• Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям.
В младшей группе необходимо познакомить с улицей, ее особенностями (проезжая часть, тротуар, пешеходные переходы: подземные, надземные, «зебра», основными правилами уличного движения (люди ходят по тротуарам; переходят улицу только при разрешающем сигнале светофора или в месте, оборудованном специальным знаком «Пешеходный переход»; машины ездят по проезжей части; играть на дорогах и/или вблизи от них нельзя, со значением сигналов светофора для регулирования движения машин и пешеходов : красный свет (фигурка стоящего пешехода) – путь закрыт (опасно); желтый свет – приготовиться к движению (опасно); зеленый свет (фигурка шагающего пешехода) – путь открыт, продолжай движение (безопасно).
В средней группе следует продолжать знакомить детей с улицей, названиями ее частей, основными правилами поведения на улице (быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по пешеходному переходу и/или на разрешающий сигнал светофора); закреплять знание значения сигналов светофора (для автомобилей и пешеходов).
В старшей группе необходимо расширять представление об организации уличного движения. Детей надо познакомить с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов: предупреждающие («Дети», «Пешеходный переход», запрещающие («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещено», предписывающие («Движение прямо», «Движение направо», информационно – указательные («Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая», «Пешеходный переход») и пр. ; с ролью инспекторов ГИБДД в организации безопасного дорожного движения, а также необходимо закреплять знание правил поведения в качестве пассажира и пешехода.
В подготовительной к школе группе надо учить детей видеть и понимать логику организации дорожного движения, роль инспекторов ГИБДД; ориентироваться в наиболее распространенных дорожных ситуациях; находить выход в нестандартных ситуациях на дорогах (не работает светофор; не успел перейти дорогу на разрешающий сигнал светофора; стал свидетелем ДТП и пр., у детей также следует закреплять представление об основных дорожных знаках.
Однако изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу; для этого необходимо практическое закрепление знаний.
При ознакомлении детей с ПДД в целях воспитания у них организованного и дисциплинированного поведения на улицах и дорогах следует использовать разнообразные формы педагогической работы: наблюдения, экскурсии, занятия по развитию речи (рассказ по картинке, чтение и т. д.) и рисованию, радио - и телепередачи, диафильмы, мультипликационные и художественные фильмы, моделирование проблемных ситуаций, дидактические, ролевые и подвижные игры.
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, воспитатель развивает у ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.
В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях.
В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте-реакции и нестандартным действиям. Подвижные игры приучают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров, развивают внутреннюю речь и логику.
В этих играх закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; прививаются умения и навыки правильного поведения на улице; развивается интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту; формируется уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД.