Татьяна Радченко
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
▼ Скачать
Человек рождается и сразу начинает играть. Игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребёнок от рождения уникален и наделён неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игры раскрывается его духовный мир.
Основой всестороннего развития ребёнка впервые годы жизни является физическое воспитание, а так же свободная двигательная деятельность, когда ребёнок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. д. Через подвижную игру ребёнок познаёт мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребёнок, тем шире возможности для развития ощущений, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Публикация «Подвижные игры и физические упражнения на прогулке» размещена в разделах
Любое мероприятие с детьми в детском саду - событие непростое. Основную особенность в ежедневной работе с детьми на занятиях, вне занятий, на прогулке составляют игры. Подвижные игры в детском саду - это важнейший элемент воспитания и развития ребёнка. Именно игры в детском саду формируют характер, развивают у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда.
Много игр заимствованы младшим поколением у более старшего поколения. Мы задаё м вопрос: кто придумал эти игры? («Гуси-лебеди», Коршун и цыплята», «У медведя во бору» и т. д.) Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. д.
Все случаи, события, которые составляют игру, ребёнок эмоционально переживает. Подвижные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьёвка). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Целый ряд подвижных игр основан на соединении песни с движениями. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня постепенно переходит в игру.
Как правило, много подвижных игр не требует специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте в любое время года.
Подвижным играм в детском саду отводится важное место, ведь малыши должны расти не только умными, но и здоровыми. Все маленькие дети любят всякие игры. Но если дома и на площадке, гуляя с родителями, дети играют во что придётся, игры в детских садах проходят по правилам взрослых.
Роль таких игр трудно переоценить - они не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию таких качеств, как выносливость, быстрота, сила и ловкость. Кроме того, в подвижных играх дети учатся действовать сообща и следовать установленным правилам. Ребёнок приучается к самообладанию, у него появляется ответственность за свои действия, такие игры развивают волю и сдержанность, смекалку и сноровку, морально-волевые качества.
Физические упражнения, организованные на прогулке в детском саду так же проходят по строго установленным правилам, в которых прописана и продолжительность упражнений (игры, количество игроков в команде, задействованный инвентарь). Физические упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей, здоровья, возраста малышей.
Общие элементы проводимых игр и физических упражнений - это прыжки и бег, метание и упражнения на равновесии.
Бесспорно, любовь к физической культуре должна прививаться с детства, тем более в условиях современной жизни, когда уровень двигательной активности человека неизменно стремится к минимальной отметке. Однако приобщая детей к спорту, важно не переусердствовать, потому что чрезмерная физическая нагрузка может пойти ребёнку во вред. Подвижные игры и физические упражнения в детском саду как раз и являются некой золотой серединой.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели. Их количество различно. Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале, с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение, продолжительностью от 15 до 20 минут. вдругие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью в среднем до 30 минут.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня важно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулке.
При планировании игр и физических упражнений на прогулке необходимо предусмотреть:
1) Сложность движений и целесообразность их сочетания с учётом подготовленности детей;
2) Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года;
3) Использование разных приёмов выбора детей на ведущие роли.
Так же педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности. Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания. Например, предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения (перелезание через скамейку, подлезание под дугами, прыжки с разбега, ходьба по буму и по снежным валам, упражнения с преодолением препятствий и т. д.)
Пребывание детей на групповом участке позволяет широко использовать всё пространство, поэтому значительное место на прогулке следует отводить спортивным упражнениям. Они планируются согласно времени года: зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом - езда на велосипеде, роликовых коньках и катание на самокате; взимний период со старшими дошкольниками можно организовать различные упражнения : пробежать между санками (% санок на расстоянии 1-1,5 м. друг от друга) змейкой; встать рядом с санками и, опираясь на них руками, перепрыгнуть через них; устоять на санках на одной ноге как можно дольше. Интересны упражнения «Гонки санок», «Успей первым!», «На санки!», «Быстрые упряжки»,
разнообразные игры-эстафеты с санками. Так же во время скольжения по ледяным дорожкам (длинна 4 м., ширина 60 см.) предлагаются разные задания: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперёд на одной ноге или, поставить ноги параллельно, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким (3-4 м.) ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов. Более сложное задание: скользить по дорожке длинной 15 м. с невысокой горки вдвоём - втроём («поездом», положив руки на пояс впередистоящего; при скольжении быстро поднять предмет (снежок или кубик, брошенный воспитателем. Так же предлагать детям играть в хоккей.
Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель, когда выпадает большое количество осадков и не всегда существует возможность организовать спортивные игры и упражнения. В содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, кольцом и др. (организовать их можно под навесом, на веранде и т. д.).
В детском саду для каждого возраста разработаны свои подвижные игры, которые учитывают психологические и физические особенности того или иного возраста.
Подвижные игры и игровые упражнения с детьми младшего возраста
«Пусти зайку в огород»
Нарисовать на земле большой круг. Положить в него10-15камешков или шишек. Это будет «капуста».Взрослый исполняет роль сторожа, а ребенок-зайчика, который хочет забрать капусту и не попасться. Позже можно поменяться ролями.
«Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число - стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники - её дети-цыплятки. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица хохлатка, С нею жёлтые цыплятки, Квохчет курица: ко -ко, Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки. Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
«Смелые мышки»
Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:
Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Раз – два – три - четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши) Вдруг раздался странный звон. Убежали мыши вон.
Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.
«Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Комплекс упражнений «Мы собираемся гулять»
(младшая группа)
Мы собираемся гулять. Пора одежду надевать.
Надели шапку, шарф, пальто, Не опоздал из нас никто!
Все одеты, все готовы, Идем мы на прогулку снова!
«Идем мы на прогулку снова»
И. п. : ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Махи обеими руками вперед-назад четыре раза подряд. Вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
«Красивые варежки»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны; посмотреть на одну руку, на другую руку. Вернуться в и. п., сказать «красивые». Повторить 4-5 раз.
«Варежки спрятались»
И. п. ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть: обхватить руками колени; встать, руки убрать за спину. Вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.
«Раз, два, три, четыре, пять -Очень любим мы гулять!»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс; 8-10 подпрыгиваний с хлопками. Повторить 2-3 раза, чередуя с ходьбой.
«Дышим глубоко»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Инвентарь: 1зонт.
В центре участка встает педагог с закрытым зонтиком. Дети врассыпную встают вокруг него.
Педагог: «Сегодня мы все хорошо одевались на прогулку, все надели правильно и ничего не забыли.
Посмотрите, какие у вас яркие шапочки, цветные шарфики, нарядные курточки. А на улице сегодня то
солнышко, то дождик. Когда покажется солнышко, мы будем гулять, а когда закапает дождик- вы спрячетесь
Педагог на сигнал «солнышко» закрывает зонт, на сигнал «дождик» - раскрывает его над головой (варианты).
Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы собираемся гулять»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог встает в центре круга, читает текст, показывает движения. Дети повторяют движения и слова стихотворения вслед за педагогом.
Хоть и ветер за окном, Хлопают в ладоши. Все равно гулять пойдем! Мы собираемся гулять - Одежду надо надевать.
Раз, два, три - Выполняют «пружинку»,руки на пояс Куртку застегни.
Четыре, пять, шесть – Наклоны влево -вправо, руки на пояс Шарфы у всех есть?
Семь, восемь, девять – Шагают на месте. Вот мы и оделись!
Ветерок стал тише, - Кружатся на месте, руки вниз. Листья чуть колышет.
На небе солнышко сияет, Подняться на носки, руки вверх,
Нас на прогулку приглашает. – Опуститься на всю стопу,руки опустить.
Игра «Где спряталась кукла»
Педагог перед началом занятия прячет в пределах площадки куклу незаметно от детей. Дети в рассыпную встают около педагога, который произносит:
Кукла маша убежала Ни словечка не сказала.
Где она теперь, не знаю. Сама никак не угадаю! Дети, вы мне помогите, Куклу Машу вы найдите!
Дети расходятся по площадке, ищут куклу. Тот ребенок, кто найдет куклу, приносит ее педагогу. Остальные дети также подходят к педагогу, встают врассыпную перед ним. Педагог обращает внимание детей на то, как одета кукла, какая она красивая, нарядная и аккуратная. Игра повторяется.
Игра «Огуречик»
Педагог выбирает Огуречика, который садиться в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек
Мы тебя кормили. мы тебя поили
На ноги поставил и, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцуют, дети хлопают в ладоши. После танца огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, игра продолжается.