Мартынова елена
Подвижная игра, как средство повышения двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
как средство повышения двигательной активности дошкольника
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей приводит к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.
Публикация «Подвижная игра, как средство повышения двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.
Главная цель подвижных игр – активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух; игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, воспитанию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников – все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры как средства повышения двигательной активности.
Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.
Однако необходимо помнить, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности. В практическом освоении приемов проведения игр и упражнений детьми я учитываю различный уровень двигательной активности каждого ребенка, его возможности, опыт, желание, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.
Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий я играю с детьми в хорошо знакомую им подвижную игру, в другие дни на прогулке провожу подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому провожу ее двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня двигательной активности детей. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Подвижную игру, общую для всех, предлагаю с учетом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижную игру повторяю не более 2–3 раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят боле сложный характер. Они могут повторяться 3–5 раз в зависимости от желания детей, к которым предъявляю более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий и правил игры. Постепенно все дети вовлекаются в общие игры. Содержание подвижных игр усложняю и обновляю по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает к самостоятельности, творческой активности. Мной замечено, что если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес падает.
Важное место отвожу самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей.
Самостоятельную двигательную деятельность организую в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую предоставлять в распоряжение детей необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.
Немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со сверстниками. Это неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиада. В двигательный режим входят также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи.