Наталья Афанасьева
Подвижная игра и ее значение
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт (принятый в 2013 г.) определяет игру как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Зарождение игры начиналось в древние времена, но функция и предназначение игры изменялись в зависимости от запросов общества на разных исторических этапах. Ряд функций остались неизменными: развивающая, социокультурная, коммуникативная, познавательная, диагностическая, психотерапевтическая.
Темочки:
Таким образом, игра - это исторически сложившаяся форма взаимодействия членов коллектива, в результате которого происходит усвоение жизненного опыта, принятие различных стратегий поведения и выбор желаемого жизненного сценария.
По утверждению Д. Б. Эльконина, что исторически игра возникла в результате разделения возрастного и полового труда для подготовки будущего ремесленника (скотовода, охотника, земледельца). Это были игры – упражнения. Он рассматривал игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.
По мнению исследователей, игра – это своеобразная школа жизни. Она сопровождает ребенка с рождения, а так же жизненно необходима в детстве, отрочестве и юности.
Существует несколько видов игр, но особое место среди них отводится подвижной игре. Некоторые исследователи считают детские и взрослые подвижные игры тождественными. Универсальность этого вида игр позволяют расширить возможности педагогического воздействия в области физического воспитания. Подвижная игра делает процесс воспитания и обучения радостным, приятным, полезным не только для ребенка, но и для взрослых. Она важна для физического, психического и эмоционального развития детей.
Раскрыл возможности и обозначил важнейшую роль подвижной игры для детей основатель российской системы физического воспитания Петр Францевич Лесгафт. Он определял подвижную игру как упражнение – подготовку к жизни. В игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициативность, и воспитываются нравственные качества ребенка. Наличие в подвижной игре цели определяют форму игры. Игровые действия должны соответствовать умениям ребенка управлять своими движениями и поведением, давать чувство удовлетворение. П. Ф. Лесгафт доказывал необходимость постепенного усложнения содержания и правил игры, т. е. вводиться варианты игры. Это будет способствовать повторению знакомых ребенку действий с большими усилиями и повышенными требованиями, а также будет способствовать сохранению интереса к игре. Он считал важным бескомпромиссное соблюдение правил игры, которые являются для играющих законом. Этому закону играющие дети подчиняются сознательно и охотно.
Педагог определил ряд требований к проведению подвижных игр :
- постепенность в подборе игр и их развивающий характер;
- обязательная постановка целей и задач в каждой игре;
- безусловное выполнение установленных правил всеми участниками игры;
- систематичность использования игр с их постепенным усложнением;
- не использовать игры, вызывающие проявление у детей жестокости и других отрицательных качеств.
В основу классификации подвижных игр Лесгафт положил два условия:
- форма организации коллектива играющих;
- способы формирования характера взаимоотношений между играющими с учетом их возрастных особенностей.
Таким образом, образовалось две группы игр: простые и сложные. Они в свою очередь делятся в зависимости от сложности и продолжительности отдельных двигательных действий.
Использование таких разновидностей игр позволяет достигнуть основной цели физического образования: стать человеком, хорошо и сознательно владеющим своими двигательными действиями, и способным правильно выбирать наиболее целесообразные формы и темп движения.
В своих педагогических трудах П. Ф. Лесгафт определил роль педагогов в подготовке, проведении и, главное, анализе игры. По его мнению, педагог обязан развивать инициативу детей в процессе игры, изучать своих воспитанников и учитывать в своей педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них.
Лесгафт рассматривал подвижную игру как важнейшее средство нравственного воспитания. В игре воспитываются такие нравственные качества как: честность, справедливость, взаимовыручка, товарищество, дисциплинированность и др. они учат ребенка владеть собой, т. е. «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».
Тем не менее, основное назначение подвижных игр – развитие физических качеств и моторики крупных и мелких мышц, укрепление здоровья, формирование основных двигательных умений и навыков.
Многими учеными был доказан тот факт, что подвижные игры вызывают наибольший эмоциональный отклик у детей по сравнению с другими видами игр. В наиболее любимые игры дети готовы играть бесконечно. Чаще всего это игры с соревновательными элементами и народные (фольклорные). Квалифицированный педагог всегда подберет игру, среди их многообразия, для решения определенных задач. Во многих детских дошкольных учреждениях имеются картотеки подвижных игр. Педагоги – энтузиасты используют подвижные игры не только для решения задач физического воспитания, но и для использования их в других образовательных областях: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Особенно это касается фольклорных, хороводных игр. К ним относятся не только игры народов мира, но и сугубо местные, региональные игры., которые к тому же становятся средством патриотического воспитания, востребованному в последнее десятилетие.
Нами выше было отмечено, что подвижные игры вызывают у детей благоприятный эмоциональный отклик. Но испытываемое удовольствие будет в сто крат выше, если ребенок играет с родителями. Потому что родители для малыша самые близкие и любимые люди. Педагоги обязаны тесно сотрудничать с родителями в вопросах развития, воспитания и образования, а главное благополучного взросления детей. Это сотрудничество не должно ограничиваться консультированием и рассказами об успехах детей. Воспитателям необходимо привлекать родителей к совместному времяпровождению в мероприятиях группы и детского сада, участию в развлечениях и играх, обучать правилам проведения подвижных игр и предъявляемым к их проведению требованиям.
При написании данной статьи были использованы следующие источники:
1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
2. Кадыков, А. А. «Деятельность П. Ф. Лесгафта и его вклад в разработку отечественной системы физического воспитания». / www.bsu.ru/content/page
3. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет /Э. Я. Степаненкова. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.