Приложение МААМ

Подвижная игра и ее значение

Наталья Афанасьева
Подвижная игра и ее значение
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт (принятый в 2013 г.) определяет игру как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Зарождение игры начиналось в древние времена, но функция и предназначение игры изменялись в зависимости от запросов общества на разных исторических этапах. Ряд функций остались неизменными: развивающая, социокультурная, коммуникативная, познавательная, диагностическая, психотерапевтическая.

Публикация «Подвижная игра и ее значение» размещена в разделах

Таким образом, игра - это исторически сложившаяся форма взаимодействия членов коллектива, в результате которого происходит усвоение жизненного опыта, принятие различных стратегий поведения и выбор желаемого жизненного сценария.

По утверждению Д. Б. Эльконина, что исторически игра возникла в результате разделения возрастного и полового труда для подготовки будущего ремесленника (скотовода, охотника, земледельца). Это были игры – упражнения. Он рассматривал игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

По мнению исследователей, игра – это своеобразная школа жизни. Она сопровождает ребенка с рождения, а так же жизненно необходима в детстве, отрочестве и юности.

Существует несколько видов игр, но особое место среди них отводится подвижной игре. Некоторые исследователи считают детские и взрослые подвижные игры тождественными. Универсальность этого вида игр позволяют расширить возможности педагогического воздействия в области физического воспитания. Подвижная игра делает процесс воспитания и обучения радостным, приятным, полезным не только для ребенка, но и для взрослых. Она важна для физического, психического и эмоционального развития детей.

Раскрыл возможности и обозначил важнейшую роль подвижной игры для детей основатель российской системы физического воспитания Петр Францевич Лесгафт. Он определял подвижную игру как упражнение – подготовку к жизни. В игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициативность, и воспитываются нравственные качества ребенка. Наличие в подвижной игре цели определяют форму игры. Игровые действия должны соответствовать умениям ребенка управлять своими движениями и поведением, давать чувство удовлетворение. П. Ф. Лесгафт доказывал необходимость постепенного усложнения содержания и правил игры, т. е. вводиться варианты игры. Это будет способствовать повторению знакомых ребенку действий с большими усилиями и повышенными требованиями, а также будет способствовать сохранению интереса к игре. Он считал важным бескомпромиссное соблюдение правил игры, которые являются для играющих законом. Этому закону играющие дети подчиняются сознательно и охотно.

Педагог определил ряд требований к проведению подвижных игр :

- постепенность в подборе игр и их развивающий характер;

- обязательная постановка целей и задач в каждой игре;

- безусловное выполнение установленных правил всеми участниками игры;

- систематичность использования игр с их постепенным усложнением;

- не использовать игры, вызывающие проявление у детей жестокости и других отрицательных качеств.

В основу классификации подвижных игр Лесгафт положил два условия:

- форма организации коллектива играющих;

- способы формирования характера взаимоотношений между играющими с учетом их возрастных особенностей.

Таким образом, образовалось две группы игр: простые и сложные. Они в свою очередь делятся в зависимости от сложности и продолжительности отдельных двигательных действий.

Использование таких разновидностей игр позволяет достигнуть основной цели физического образования: стать человеком, хорошо и сознательно владеющим своими двигательными действиями, и способным правильно выбирать наиболее целесообразные формы и темп движения.

В своих педагогических трудах П. Ф. Лесгафт определил роль педагогов в подготовке, проведении и, главное, анализе игры. По его мнению, педагог обязан развивать инициативу детей в процессе игры, изучать своих воспитанников и учитывать в своей педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них.

Лесгафт рассматривал подвижную игру как важнейшее средство нравственного воспитания. В игре воспитываются такие нравственные качества как: честность, справедливость, взаимовыручка, товарищество, дисциплинированность и др. они учат ребенка владеть собой, т. е. «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

Тем не менее, основное назначение подвижных игр – развитие физических качеств и моторики крупных и мелких мышц, укрепление здоровья, формирование основных двигательных умений и навыков.

Многими учеными был доказан тот факт, что подвижные игры вызывают наибольший эмоциональный отклик у детей по сравнению с другими видами игр. В наиболее любимые игры дети готовы играть бесконечно. Чаще всего это игры с соревновательными элементами и народные (фольклорные). Квалифицированный педагог всегда подберет игру, среди их многообразия, для решения определенных задач. Во многих детских дошкольных учреждениях имеются картотеки подвижных игр. Педагоги – энтузиасты используют подвижные игры не только для решения задач физического воспитания, но и для использования их в других образовательных областях: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Особенно это касается фольклорных, хороводных игр. К ним относятся не только игры народов мира, но и сугубо местные, региональные игры., которые к тому же становятся средством патриотического воспитания, востребованному в последнее десятилетие.

Нами выше было отмечено, что подвижные игры вызывают у детей благоприятный эмоциональный отклик. Но испытываемое удовольствие будет в сто крат выше, если ребенок играет с родителями. Потому что родители для малыша самые близкие и любимые люди. Педагоги обязаны тесно сотрудничать с родителями в вопросах развития, воспитания и образования, а главное благополучного взросления детей. Это сотрудничество не должно ограничиваться консультированием и рассказами об успехах детей. Воспитателям необходимо привлекать родителей к совместному времяпровождению в мероприятиях группы и детского сада, участию в развлечениях и играх, обучать правилам проведения подвижных игр и предъявляемым к их проведению требованиям.

При написании данной статьи были использованы следующие источники:

1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

2. Кадыков, А. А. «Деятельность П. Ф. Лесгафта и его вклад в разработку отечественной системы физического воспитания». / www.bsu.ru/content/page

3. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет /Э. Я. Степаненкова. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

Публикации по теме:

Подвижная игра «Цветочные квадраты»Подвижная игра «Цветочные квадраты» Играть любят все, но вдвойне интересней, если придумать свою игру. Можно вводить свои правила, подобрать необходимые атрибуты. Подвижная.

Подвижная игра «Охотники и гуси» Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением задания, связанных с обязательным.

Методическая разработка. Подвижная игра «Зима» Подвижная игра «Зима». Вариант 1. В игре принимают участие все дети группы. Играющие становятся врассыпную по залу. В руках у инструктора.

Подвижная игра «Автобус» Подвижная игра "Автобус" Подвижные игры является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных.

Подвижная игра «Бегемотики», или Отдых в санаторииПодвижная игра «Бегемотики», или Отдых в санатории В июне мои внучки провели три недели на Карельском перешейке в детском санатории "Костер". Санаторий находится на территории дачи адмирала.

Подвижная игра для детей 2,5–5 лет «Повторяшка»Подвижная игра для детей 2,5–5 лет «Повторяшка» Хочу представить вам игру,которая сама пришла нам с ребятами на ум. По началу мы начали играть в одну игру в разноцветных обручах, но потом.

Подвижная игра «Команда 01» Дети делятся на две команды, каждая берет себе любое название и выбирает себе капитана. 1 конкурс Напротив каждой команды на столах лежат.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»Подвижная игра «Солнышко и дождик» Открытое занятие во второй младшей группе "Цыплята" Подвижная, развлекательная игра «Солнышко и дождик» Задачи: Совершенствовать движения,.

Подвижная игра «Спасатели» Цель: - воспитывать у детей умение своевременно приходить друг другу на помощь; - воспитывать нравственно-волевые качества. Ход игры: Воспитатель.

Рисование «Наша любимая подвижная игра» Цель: Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание для рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы создания изображения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижная игра и ее значение
Опубликовано: 14 января 2018 в 14:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижная игра и ее значение» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД