Анна Симонова
Подражание и независимое поведение дошкольников
С первых минут жизни ребёнок попадает в мир, созданный для него взрослыми людьми, - мир искусственных вещей и предметов. Интересы дошкольника заключаются в том, что важно понять не только то, как работают весы или газовая плита, но и то, как общаются между собой люди, как используют все эти увлекательные предметы, понять бытовые, семейные, нравственные, - словом, социальные взаимоотношения людей. Один из самых важных механизмов присвоения ребёнком человеческого опыта – подражание. Он возникает с первых месяцев жизни и в той или иной форме «работает» всегда. Действия с предметами, речь, мимика и интонации голоса, взаимоотношения людей – это и многое другое малыш усваивает путём подражания. Конечно, главной моделью, бесконечным источником разнообразного материала для подражания является для ребёнка взрослый. Но не только. Уже на 2-м, 3-ем году жизни дети охотно подражают друг другу. Подражание – особый вид обучения. Когда мы целенаправленно учим – мы контролируем ситуацию, учим тому, что, с нашей точки зрения, нужно ребёнку. И порой, закончив очередной «семейный урок», забываем, что глаз ребёнка продолжает с любопытством следить за нами, малыш продолжает учиться: с удивлением мы обнаруживаем в его поведении, игре, разговорах то, чему, может быть, и не хотели бы научить. Подражание – процесс стихийный, свободный, неконтролируемый. Конечно, родители постараются не давать своему ребёнку дурных примеров, но где гарантия, что он не встретит их за пределами семьи? Надо, чтобы он сам умел и хотел отличить нужные образцы от ненужных. У ребёнка должно сформироваться особое качество личности – независимость в поведении. Это – умение и желание действовать в жизни так, как подсказывает малышу его собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально ценные, одобряемые и усвоенные ребёнком программы в норме поведения. А ведь взрослый для дошкольника – эталон, носитель общественных норм и образцов поведения. Большинство 3-леток не могут проявить независимость; они копируют все ошибочные действия партнёра – сверстника или взрослого. В дошкольном возрасте способность детей к независимому поведению быстро растёт. Вначале оно появляется по отношению к действиям сверстников, затем – по отношению к ошибкам взрослых. В основе независимости – целый комплекс психологических изменений. Это и усвоение ребёнком программ и норм поведения, и развитие умения сравнивать действия партнёра с программой, но главное – развитие личности. Главное – смена социальной позиции малыша-дошкольника в его отношениях с нами, взрослыми; смена, которую мы часто просто не замечаем. Но все эти сложные процессы не происходят сами собой. Очень многое тут зависит от нас, взрослых: родителей, воспитателей. Ведь стиль общения – это то, что исходит прежде всего от нас. Важно: уметь общаться с дошкольником на равных. Важно, очень важно, чтобы дошкольник перестал чувствовать себя в общении с родителями только учеником, чтобы он мог не когда-нибудь, в необозримо далёком будущем, а уже теперь, сейчас в чем-то сравняться со взрослыми. Это не только поможет ему правильнее, адекватнее оценивать и присваивать социальные образцы поведения, но и даст уверенность в своих силах.