Парфененкова Ирина
Подгрупповое занятие «В гостях у Песочника» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость занятия заключается в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы детей посредством игры с элементами песочной терапии.
Цель (идея опыта) : гармонизация психоэмоционального состояния детей, развитие познавательных процессов.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Подгрупповое занятие „В гостях у Песочника“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Актуализировать знания детей о песке.
2. Обогащать тактильный опыт детей.
Развивающие:
1. Способствовать развитию речевой активности, коммуникативных навыков, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
2. Продолжить развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
3. Развивать и стабилизировать эмоциональный фон воспитанников с помощью песочной терапии.
Воспитательные:
- продолжить воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату, умение радостному сопереживанию;
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки, стремление к самостоятельности, аккуратность, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Методы и приё мы:
- практические (игровая ситуация);
- наглядные (рассматривание);
- словесные (рассуждения, беседа, объяснение).
На занятии использованы следующие технологии:
- игровые;
- технологии арттерапии;
- здоровьесберегающие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, творческая, подгрупповая работа.
Планируемы результаты: Наличие у детей положительных эмоций, новых впечатлений; совершенствование познавательных способностей. Повышение мотивации к познавательной деятельности и экспериментированию с песком.
Количество участников: 4 человека.
Возраст: седьмой год жизни.
Продолжительность мероприятия: 25 минут.
Необходимые материалы: два ковра, 10 подушечек, клубки пряжи, песочный колобок, мяч, детские стулья, тематические картинки (набор близких понятий, мешочек, шарик – массажёр Су-Джок, песочные столики с подсветкой, песок, карточки с загадками, влажные салфетки, корзины, магнитофон с музыкальным сопровождением.
Важное условие: у детей не должно быть аллергии на пыль от песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Данное занятие выстроено в соответствии со структурой:
I.Организационный этап.
Игра «Ты мне нравишься».
Цель: создать положительный настрой на предстоящее занятие, сплотить детский коллектив.
II.Основной этап.
II.1. Игра «Знаешь ли ты?»
Цель: развивать общую осведомленность детей, наблюдательность, внимание, восприятие, память.
II.2. Игра «Назови предметы одним словом».
Цель: развивать логическое мышление и способность к обобщению.
II.3. Упражнение «Представь, что ты можешь».
Цель: развивать воображение, умение выражать себя жестами.
II.4. Физкультминутка «Улыбнись»
Цель: повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятия; обеспечить непродолжительный динамический отдых.
II.5. Игра «Шарик»
Цель: стимулировать речевые зон коры головного мозга, обогатить тактильные ощущения ребёнка, развить мелкую моторику рук; общее укрепление организма.
Работа детей с песком в песочнице.
II.6. Повторение правил игры с песком.
II.7. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
II.8. Игра «Отгадай».
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление, память.
II.9. Упражнение «Рисуем песком геометрические фигуры».
Цель: развивать мышление, память, мелкую моторику рук, умение зарисовывать плоскостные фигуры, основываясь на тактильных ощущениях, закрепить знания о сенсорных эталонах.
III.Заключительный этап.
Итог занятия. Рефлексия.
Цель: подвести итог занятия, обобщить полученные знания; самоанализ деятельности и её результатов.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и садятся вместе с педагогом - психологом на ковёр, образуя круг.
Педагог – психолог: - Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я снова рада вас видеть в этой замечательной комнате! И как всегда, мы начинаем наше занятие игрой «Ты мне нравишься». Мы сейчас все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая своё движение словами: «Даша (Саша, Лера! Ты мне нравишься, потому что … (с тобой весело играть)».
Даша, выслушав обращённые к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутинка» была более – менее натянута. После этого Даша должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его «Саше», она тоже произносит добрые слова: «Саша, ты мне тоже нравишься, потому что ты помогаешь мне собирать игрушки». И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны «паутиной». Затем мы все вместе любуемся узором из ниток, спускаем ниточку с руки и я сматываю клубок.
Педагог-психолог:
- Ребята, а кто это к нам пожаловал в гости? (Демонстрирует колобка).
- Из какой сказки он пришёл к нам? (Ответы детей).
- Но посмотрите, этот колобок не простой, он какой – то загадочный.
- Вы что – то заметили в нём необычное? (Он из песка).
- Да, действительно, этот колобок не из теста, как в сказке, а он из песка. Поэтому называется он Песочник. Он пришёл к нам из Песчаной страны, которая находится очень далеко и принёс с собой много интересных задач. Он хочет проверить ваши знания, умения, которые вы получили в детском саду, ведь вы скоро пойдёте в школу. Если вы будете правильно выполнять задания, будете внимательными, сообразительными и придерживаться правил Песочника, которые я вам сейчас зачитаю, то вы попадёте в Песчаную сторону, где живёт наш гость.
Правила:
- участвовать во всех заданиях;
- поднимать руку, когда хочешь что – то сказать;
- внимательно слушать, когда кто – то говорит;
- правило тишины.
Педагог – психолог: - Будем соблюдать правила Песочника? Тогда отправляемся в дальнее и интересное путешествие.
Педагог – психолог с детьми встают, образуя круг.
Упражнение «Знаешь ли ты?»
Педагог – психолог: - Я буду бросать вам мяч, и задавать различные вопросы, а вы постарайтесь на них ответить. Некоторые задачи будут лёгкими, а некоторые сложными. Главное, не спешите и думайте хорошенько. В чьих руках мяч – тот отвечает.
Вопросы для детей.
- Кем ты будешь, когда вырастешь – женщиной или мужчиной?
- Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
- Сейчас день или утро?
- Когда ты завтракаешь вечером или утром?
- Когда ты обедаешь утром или днём?
- Что бывает раньше обед или ужин?
- Назови свой домашний адрес.
- Какое сейчас время года?
- Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
- Что делает учитель?
- Что делает врач?
- Зачем в школе звонок?
- Покажи свой правый глаз?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких ты знаешь птиц?
- Кто больше корова или коза?
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
- Какие вы знаете «волшебные слова»?
- Нужно ли ходить в школу?
- Что ты будешь делать в школе?
- Зачем нужно выполнять домашние задания?
- Что нужно иметь ученику, чтобы быть готовым к школе?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдёшь в школу?
Педагог – психолог с детьми садятся на стулья, образуя круг.
Упражнение «Назови предмет одним словом».
Педагог – психолог: - Я вам покажу картинки. Внимательно посмотрите на них и скажите, каким словом (понятием) можно объединить их в одну группу.
- Шкаф, кровать, стол – это … (мебель)
- Красный, жёлтый, синий – это … (цвета)
- Тополь, берёза, ель – это … (деревья)
- Медведь, лиса, волк – это … (дикие животные)
- Огурец, помидор, лук – это (овощи)
- Юла, пирамидка, кукла – это … (игрушки)
- Яблоко, груша, апельсин – это … (фрукты)
- Утюг, холодильник, телевизор – это … (бытовая техника)
- Корова, кролик, коза – это … (домашние животные)
- Коньки, лыжи, санки – это … (спортивный инвентарь)
- Мама, папа, сестра – это … (родственники)
- Василий, Николай, Андрей – это … (мужские имена)
- Куртка, юбка, брюки – это … (одежда).
Упражнение «Представь, что ты можешь».
Педагог – психолог: - Представьте и покажите жестами те умения, которыми должны владеть будущие школьники:
- Завязать шнурки;
- Застегнуть пуговицы;
- Помыть руки с мылом;
- Вырезать ножницами;
- Писать в тетради;
- Читать книги.
Педагог – психолог: - Молодцы, ребята, пришло время нам немного размяться.
Физкультминутка «Улыбнись».
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся на встречу (одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются).
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо – влево наклонись (наклоны в стороны).
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай (приседания).
А в конце – ходьба на месте,
Это всем давно известно (ходьба на месте).
Педагог – психолог: - Песочник прислал нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нём? Возьмите из мешочка по одному предмету.
- Чудесный шарик, не простой, он колючий, вот какой! Поиграем с ним.
Игра «Шарик».
В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными, речь будет красивая.
- Поменялись шариками друг с другом и поиграем с ними ещё.
Педагог – психолог: - Наш Песочник доволен вашими ответами, хорошо выполнили поставленные задачи. И теперь он приглашает нас в свою Песчаную страну (педагог – психолог с детьми подходят к песочным столикам).
- Давайте вспомним правила поведения в Песчаной стране:
- Нельзя брать песок в рот – можно подавиться!
- Нельзя разрушать постройки товарища!
- Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок – это очень опасно!
- Нельзя высыпать песок из песочницы – его будет мало в песочнице, а на участке будет некрасиво!
- После игры с песком нужно обязательно мыть руки!
(Дети перечисляют правила, педагог – психолог следит за речью детей).
Педагог – психолог: - Подойдите поближе к песочнице. Посмотрите внимательно, почему страна называется Песчаной? (Она из песка).
- Какого цвета песок? (Жёлтым).
- А вы любите играть с песком?
- Песочник нам позволяет поиграть в своей стране и предлагает выполнить интересные упражнения с песком.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
- Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? … (сухой, шершавый, мягкий).
- Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
- Послушайте … Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
- А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком (с названием каждого пальчика, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
- Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку ребром ладони.
- Вы слышите, как песок смеётся? …
- Давайте поиграем в игру «Отгадай» в нашей песочнице.
Игра «Отгадай».
- Вы закрываете глаза, кладёте на песок ладони с растопыренными пальцами, я буду сыпать песок на какой-нибудь пальчик, а вы будете отгадывать название пальчика.
- Что чувствовали ваши пальчики, ладошки?
- Понравилось вам игра?
Упражнение «Рисуем песком геометрические фигуры».
Песочник предлагает нам выполнить ещё одно упражнение - нарисовать геометрические фигуры. А поскольку мы находимся в Песчаной стране, то и рисовать будем песком.
- Давайте вспомним, какой формы бывают фигуры. Сейчас я вам загадаю загадки:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … (Круг)
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
А зовут его … (Квадрат)
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А ещё на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?
(Треугольник) то, друзья.
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чём говорю я? Ответьте, друзья! (Прямоугольник)
- А теперь рисуйте пальчиками геометрические фигуры на песке.
(дети под музыкальной сопровождение выполняют задание)
- Молодцы, ребята! Давайте поблагодарим Песочника за его гостеприимство, и попрощаемся с ним!
Итог занятия. Рефлексия.
- Теперь мы снова пустим по кругу клубочек, и держась за ниточку, вспомним, куда мы сегодня попали, что делали на занятии, что именно нам понравилось.
- До свидания!