Павлова Ирина
Конспект подгруппового логопедического занятия «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
TransFiles.ru/i3sxr
Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме «Прогулка в осенний лес»
Коррекционно-образовательные цели:
1. Развивать словарь по теме «Лес», закрепить названия деревьев, кустарников, грибов.
2. Учить детей подбирать слова-признаки, слова-действия.
3. Закрепить понятия: «гласный и согласный звук», «буква».
4. Формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие цели:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
1. Учить детей определять позицию звука в слове и составление схемы слов.
2. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
3. Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму, расширять у детей представления об окружающем мире
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: кукла в виде «лесовичка», демонстрационный материал — картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев, грибов; маркеры гласных и согласных звуков, карточки, цветные карандаши, натуральные сосновые шишки.
Ход занятия.
Логопед : Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назовите-ка меня! (осень)
Логопед : Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети: Солнечная.
Логопед : А теперь посмотрите на дерево за окном. Вы знаете как оно называется?
Дети: Береза.
Логопед : Верно, это береза. А по каким признакам её можно узнать? Что отличает её от других деревьев?
Дети: У березы белая кора.
Логопед : У березы белая кора, белый ствол. Про неё говорят: белоствольная. Она стройная. А какие листья мы видим на березе?
Дети: Зеленые и желтые.
Логопед : На березе много желтых листьев. Почему?
Дети: Наступила осень.
Беседа про осень.
Логопед : Мне хочется послушать, что вы знаете об осени (выставляется картина с изображением осеннего пейзажа)
- Осенью часто дует ветер, листья опадают с деревьев. Ребята как это называется опадение листьев с деревьев – Листопад (хором).
- Ветер осенью, какой? (сильный, порывистый, холодный)
- Какая погода бывает осенью? (пасмурная, холодная, ветреная)
- Небо, какое? (серое, хмурое)
- Что происходит с травой? (желтеет, высыхает)
- Как светит солнце? (солнце светит, но не греет)
Логопед : Назовите осенние месяцы.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед : Какой сейчас месяц?
-Октябрь.
Развитие связной речи (составление детьми рассказа «Осень» с использованием опорной схемы).
СОЛНЦЕ ПТИЦЫ
НЕБО ЖИВОТНЫЕ
ЗЕМЛЯ, ДЕРЕВЬЯ ЛЮДИ
Кончилось теплое лето, наступила….. Солнце светит, но не …, на небе…., часто моросит….
Листья на деревьях…., их сдувает…., и они падают ….. Птицы…., звери в лесу готовятся…. : заяц…., белка…., ежик…. Люди надевают … и …. .
Развитие диафрагмального дыхания, речевого выдоха.
(учащимся предлагаются листочки деревьев, вырезанные из бумаги с привязанными к ним ниточками, дети держат за ниточку листочки и дуют на них сначала тихо, затем сильнее). - Какого цвета листочки?
Ветер дует тише, тише
И листок едва колышет.
Ветер сильный налетел
И листочек улетел.
Дифференциация овощи – фрукты
Логопед : Предлагаю поиграть в игру «Овощи – фрукты».
Логопед : Хоть осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то
особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья
и компоты. У меня их вон целый поднос. Ой, что же это я
наделала! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой
урожай. Овощи в корзинку справа, фрукты — слева. Опишите, какой это овощ (фрукт, что из него можно приготовить.
Координация речи с движением «Дождик»
Логопед : А вы знаете, какой дождь бывает осенью? (холодный, частый)
Логопед : Давайте поиграем с вами в игру «Дождик»
Капля раз, капля два. (2 прыжка на носках)
Очень медленно сперва. (4 прыжка на носках)
А потом, потом, потом, (8 прыжков на носках)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли”. (руки полукругом над головой)
Путешествие в осенний лес.
Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в лес спасать Старичка-лесовичка, его превратили в большую шишку.
Вспомните как надо вести себя в лесу. Что нельзя делать в лесу?
Дети. (В лесу нельзя шуметь, нужно быть внимательным и осторожным, нельзя разжигать костры, ломать ветки, забирать домой из леса животных).
Логопед : 1,2,3 улыбнись и в осеннем лесу очутись. (Выставляется картинка с изображением осеннего леса).
Упражнение на дыхание
Логопед : Подышим свежим осенним воздухом! (вдох-выдох)
Почувствуем запах прелых листьев. (вдох-выдох)
Удивительный запах грибов. (вдох-выдох)
Логопед : Посмотрите, какой лес вы видите?
-Смешанный.
Логопед : Почему?
-Потому что в нем растут разные деревья.
Логопед : Как называется лес только из лиственных деревьев?
-Лиственный.
Логопед : Только их хвойных деревьев?
- Хвойный.
Логопед : О чем в лесу мы можем сказать «осенний»?
– Лес, куст, гриб, мох.
Логопед : О чем мы можем сказать «осенняя»?
- Поляна, рябина, погода, трава.
Логопед : О чем можем сказать осеннее?
-Небо, облако, дерево, утро…
Логопед : О чем можем сказать «осенние»?
-Деревья, кустарники, грибы, листья…
Логопед : Чтобы расколдовать Старичка – лесовичка нам нужно выполнить задания, которые приготовили листья деревьев.
Задания.
Логопед : С какого дерева этот лист?
-Этот лист клена.
Логопед : Значит он какой?
-Кленовый
Логопед : Подберите родственные слова к слову лес.
- Дети: лес, лесок, лесочек, лесной, лесовичок, лесничий, лесоруб, лесовоз.
Логопед : Кто такой лесничий?
- Лесничий - это человек, который охраняет лес, подкармливает зимой диких животных, высаживает молодые деревья, спасает детенышей, если погибли родители, поддерживает чистоту в лесу…
Логопед : Молодцы ребята, вы справились с первым заданием. От старичка-лесовичка отвалилась одна шишка. (после каждого выполненного задания логопед снимает шишку с куклы)
Логопед : С какого дерева этот лист?
-Этот лист ивы.
Логопед : Значит он какой?
-Ивовый.
Логопед : Подберите слова-действия к слову деревья.
-Растут, качаются, ломаются, шумят.
Логопед : Подберите слова-действия к слову листья.
-Вырастают, желтеют, шелестят, опадают, сохнут, распускаются.
Логопед : Молодцы. Посмотрите, отвалилась еще одна шишка.
Логопед : С какого дерева этот лист?
-Эти лист дуба.
Логопед : Значит он какой?
-Дубовый.
Логопед : Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Логопед : Какие слова-признаки о дубе вы услышали в этом стихотворении?
Дуб какой?
-Выносливый, зеленый, закаленный.
Логопед : Давайте определим сколько слогов в слове дуб?
Дети: один слог.
Логопед : Почему?
Дети: потому что в этом слове один гласный звук.
Логопед : А теперь сделайте схему слова дуб на своих карточках.
Спрячь слоги в ладошки
(работа над слоговой структурой слова)
Логопед : Буду я сейчас водить,
Вслух слова произносить.
Слово нужно повторить,
И на части разделить.
(логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги)
Осень, грибы, дождь, тучи, листопад.
Логопед : Молодцы, отвалилась еще одна шишка.
Логопед : С какого дерева этот лист?
– Этот лист с осины.
Логопед : Значит он какой?
-Он осиновый.
Логопед : Скажите, кого мы можем встретить в лесу?
-Медведя, зайца, лису, белку, ежа, зимующих птиц.
Логопед : Молодцы, садитесь. Логопед снимает одну шишку.
Логопед : С какого дерева лист?
–Этот лист с липы.
Значит он какой?
Он липовый.
Игра «Назови ласково»
Береза кудрявая - березка кудрявенькая
Дерево стройное - деревце стройненькое
Ветка короткая – веточка коротенькая
Кусты низкие – кустики низенькие.
Ель пушистая – елочка пушистенькая.
Логопед : Молодцы. Логопед снимает одну шишку.
Логопед : С какого дерева этот лист?
-Этот лист с березы.
Логопед : Значит он какой?
Березовый лист.
Логопед : Что можно собрать в лесу?
-Грибы и ягоды.
Логопед : У нас в лесу ягоды собирают только летом. (Выставляется картина с изображением различных грибов)
Логопед : На нашей лесной поляне очень много грибов.
- А все ли грибы можно собирать и кушать?
Дети: нет, не все.
Логопед : Какие грибы нельзя собирать?
–Мухоморы, бледные поганки, ложные опята.
Логопед : Почему?
- Они ядовитые.
Логопед : Молодцы. Наш старичок становится совсем красивым.
Логопед : С какого дерева эта ветка?
- С сосны. Она сосновая.
Итог занятия.
Логопед : Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы очень много знаете о лесе.
Старичок - лесовичок прощается с вами. Он стал красивый.
Наше занятие подошло к концу.
Скажите, какое из заданий было самым трудным?
Самым интересным?
Самым легким?