Перфилова Ирина Владимировна
Подготовка рук к письму детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки к письму
Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. В школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Для того чтобы написать слово, ребенок должен правильно воспринять его на слух (для этого необходима достаточно развитая артикуляция, соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.
По данным физиологических исследований, необходимого для полноценного письма уровня развития нервной системы и мышц ребенок достигает к 7 годам.
Также специалисты выделяют три стороны развития письма у дошкольников :
1. Фонематическая сторона (умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами);
2. Графическая сторона (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры);
3. Техническая сторона (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями). Первоначально дошкольнику приходится прикладывать большие усилия и сознательно контролировать все свои действия, зрительно сверяя каждый элемент буквы с образцом. На этом этапе очень важно, чтобы у ребенка сформировался цельный образ буквы на основе чувственного опыта. Автоматизации письма можно достичь с помощью регулярных упражнений.
Упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников
Детям 3-4 лет очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму.
• Игры с крупами: перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек, бросание в отверстие и так далее. Крупы также могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для малышей.
• Раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильных захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами. Чем меньше размеры игрушки, тем сложнее малышу привести ее в движение.
Подготовку руки к письму оптимально начинать с 3 лет. Существует множество способов тренировки мелкой моторики ребенка, в том числе при помощи подручных материалов или специальных игрушек.
• Игры с кинетическим песком;
• Лепка;
• Мозаика;
• Шнуровка;
• Пальчиковая гимнастика. Это занятие подходит даже самым маленьким детям. Начинать упражнения рекомендуется с массажа пальцев (сначала массирует кончики пальцев, затем фаланги, а также поглаживания и растирания запястья. Пальчиковые игры развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными, что впоследствии помогает при письме. Такие игры очень нравятся малышам, поэтому они с радостью воспримут их как ежедневный ритуал.
• Упражнения в практической жизни по системе Монтессори: уход за цветами, чистка обуви, накрывание на стол, уборка. Все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.
Подготовка руки к письму для детей 4-6 лет
Для детей постарше существует еще больше вариантов подготовки руки к письму :
• Рисование и раскрашивание. Эти виды деятельности способствуют развитию двигательных ощущений и мелкой моторики. Рисуя, малыш учится проводить прямые и волнистые линии в разных направлениях, а также ограничивать свои движения в рамках заданной области. Кроме этого, ребенок видит результат своей работы, что мотивирует его на дальнейшие успехи и совершенствование.
• Каплетерапия. Этот вид рисования при помощи разноцветных капель обладает большим потенциалом для подготовки руки к письму. Используя специальную пипетку для творчества, ребенок тренирует щипковый захват, а, значит, впоследствии, будет готов правильно держать пишущие принадлежности. Техника рисования каплями способствует развитию аккуратности, координации и точности движений руки.
• Вырезание и аппликация.
• Написание букв на песке или манке.
• Рисование мелом на доске.
• В системе Монтессори для подготовки руки к письму используются специальные рамки-вкладыши. Задача ребенка – обвести рамку по контуру, а затем заштриховать получившуюся фигуру. В процессе этого дошкольник учится правильно держать карандаш и контролировать свою руку.
• Шершавый алфавит (по Монтессори). Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.
Чтобы упражнения для подготовки руки к письму были интересны ребенку, нужно постараться сделать их как можно более разнообразными. Это позволит также развить различные мышцы рук и третировать разные движения.
• Игра на музыкальных инструментах. Так, например, при игре на барабанах отлично тренируются сгибательные и разгибательные мышцы кистей, а игра на клавишных и струнных инструментах способствует развитию подвижности пальцев.
• Графические диктанты. Это задание заключается в том, чтобы на листе в клеточку под диктовку нарисовать узор или изображение чего-либо (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее). Рисование по клеточкам отлично готовит руку к письму, а также развивает внимание, пространственное мышление и воображение.
• Прописи для дошкольников. Этот способ подготовки руки к письму является самым распространенным. При выборе прописи обратите внимание на ее дизайн: он не должен быть слишком ярким и пестрым, иначе это будет только отвлекать малыша от задания. При этом интересное оформление со стихами, загадками и нарисованными персонажами только приветствуется. Желательно, чтобы в прописи присутствовали разнообразные упражнения: обводилки, штриховки, дорисовки. Уровень сложности заданий в рабочих тетрадях должен постепенно возрастать.
• Пальчиковая гимнастика может быть интересна не только малышам, но и старшим дошкольникам.
Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Начинать выполнять соответствующие упражнения можно с трехлетнего возраста. Малышам полезно различными способами тренировать мелкую моторику рук, а в более старшем возрасте уже можно браться за бумагу и ручку. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе.
Желаем успеха!