Светлана Зимовина
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
Дети любят рисовать : кляксы, палочки и точки,
и портреты, и цветочки, натюрморты и пейзажи
или все предметы сразу…
Изобразительное творчество детей — один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему.
Главная цель моей работы – научить мыслить, раскрыть творческие способности детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Основная форма работы по развитию и совершенствованию художественных способностей детей стала творческая работа с разными художественными материалами, с использованием большого количества изобразительных приемов. Для развития творческого воображения использую нетрадиционные техники рисования (отпечаток, оттиск, шаблонография, трафаретография, воскография, рисование по мокрому, пальчиками, ладошкой, кляксография, монотипия, пластилинография, граттаж, коллаж, компьютерная графика и д. т.).
Использование нетрадиционных техник рисования позволяет научить ребенка выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений искусства. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию, прослеживать связь между реальностью и полетом фантазии. Применение спектра технических возможностей позволяет ребенку осуществить наиболее яркую передачу образа. Работа с различными, нетрадиционными изобразительными материалами помогает детям чаще выдвигать идеи, предположения, искать пути их решения, они становятся раскованней, не бояться самостоятельных решений.
Задачи занятий с использованием нетрадиционных техник рисования :
• Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
• Совершенствовать знания, умения и навыки в экспериментировании разными материалами.
• Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиции, материалов, способов и приемов реализации.
• Развивать чувство композиции, цветовосприятие, воображение, творчество.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как пальцеграфия (рисование пальчиками, ладошкой, клише, шаблонография, трафаретография и т. д. В старшем дошкольном возрасте эксперементирование в техниках монотипии, кляксографии, коллаж, граттаж, пластилинографии, компьютерной графике и т. д.
«Рисование ладошкой»
Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.
Материалы: альбомные листы, гуашь, кисти.
Этапы создания рисунка:
1. ребенок наносит гуашь с помощью кисти на левую ладошку, на одной половине листа делает отпечаток несколько раз, поворачивая при этом ладошку;
2. затем повторяет отпечаток правой ладошкой;
3. прорисовывает голову.
«Ледяная избушка»
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: печатки из пробки, гуашь, кисти.
Этапы создания рисунка:
1. на лист бумаги наносится фон;
2. на пробку кистью наносится гуашь, выполняется отпечаток по форме изображаемого предмета;
3. прорисовка деталей.
«Бабочка – красавица»
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, влажная губка.
Этапы создания рисунка с применением монотипии:
1) ребенок складывает лист пополам;
2) на одну половину наносит часть изображения гуашевыми красками цвета предметов, предварительно смочив лист влажной губкой;
3) затем лист складывают пополам и слегка прижимают (отпечаток);
4) на последнем этапе по желанию ребенка прорисовываются мелкие детали и наносится фон.
«Снежинка»
Средства выразительности: точка, фон, фактура, линия.
Материалы: зубная щетка, гуашь или акварель, тонкие кисти.
Этапы создания рисунка:
1. на альбомный лист нанести способом «набрызг» разные оттенки синего;
2. после высыхания фона с помощью тонкой кисти рисуем разные
снежинки большие и маленькие.
Особый интерес у детей вызывают работы с использованием парафина и акварельных красок. Эту технику можно эффективно использовать при рисовании морозного окна, деревьев, занесенных снегом, метели, изображения космоса, морского дна и т. п. Парафин можно заменять восковыми мелками.
«Узоры на стекле»
Средства выразительности: линия, пятно, цвет.
Материалы: свеча, акварельные краски, кисти.
Этапы создания рисунка:
1. ребенок наносит контурный рисунок свечой на белый лист бумаги;
2. закрашивает рисунок акварельными красками одним или несколькими цветами.
Граттаж – (в переводе с французского) «скрести, процарапывать».
«Зимняя сказка»
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: альбомные плотные листы, свеча, черная или синяя гуашь, мыло, широкие кисти, заточенные палочки или стеки.
Предварительная работа:
1. Лист бумаги покрыть слоем парафина;
2. Покрыть слоем гуаши с мыльным раствором, не оставляя белых просветов.
Этапы создания рисунка с применением техники граттаж :
Палочкой (стекой) можно работать в двух положениях (педагог сопровождает показом) :
1. Всей поверхностью. Линия получается широкая.
2. Ребром палочки. Линия более тонкая, изящная, для процарапывания мелких деталей.
«Превращение кляксы»
Средства выразительности: фон, пятно.
Материалы: тушь, трубочки, цветные карандаши, фломастеры, кисточка, краски.
Предварительная работа: на альбомный лист наносится фон.
Этапы создания рисунка:
1. на тонированный лист ребенок наносит пятно произвольной формы (клякса);
2. с помощью трубочки дует на пятно (направляя трубочку в разные стороны);
3. после высыхания кляксы дети используют различные материалы (цветные карандаши, фломастеры, кисточка, краски);
4. формулировка задания: рассмотри пятно, подумай, на кого или на что это похоже. Используя любые дополнительные материалы и способы работы, преврати это пятно в какое-либо изображение. Постарайся сделать работу как можно более интересной и необычной.
«Разноцветные деревья»
Средства выразительности: фон, цвет, фактура.
Материалы: влажные губки, акварель, кисти.
Этапы создания рисунка:
1. влажной губкой намочить лист бумаги;
2. пока не высохла бумага с помощью широкой кисти нанести фон;
3. после высыхания дети рисуют деревья (ствол, ветви);
4. для рисования листвы предложить рисовать кистью вертикально, ударяя по бумаге, чтобы изобразить пышность.
ВИТРАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ
На основе компьютерной графики
«Аленький цветочек»
(на основе контурного рисунка)
Средства выразительности: линия, фон, цвет, фактура.
Материалы: рисунки детей, выполненные в графическом редакторе «Paint», акварель, кисти.
Предварительная работа (осуществляется на занятии по игровой информатике) :
1. в графическом редакторе «Paint», используя панель инструментов для рисования, создаем контурный рисунок;
2. распечатываем изображение.
Этапы создания рисунка:
3. лист, на котором находиться контурный рисунок с обратной стороны с помощью широкой кисти равномерно покрыть растительным маслом;
4. затем перевернуть изображение на лицевую сторону;
5. работаем в цвете, используя акварельные краски и кисти.