Ирина Шабалина
Подборка упражнений, игр, заданий для ребенка с кохлеарным имплантом (слуховой метод И. В. Королевой)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Услышал - покажи»
Цель: Научить обнаруживать наличие звука и его исчезновение, определять начало/окончание звука (операция обнаружения звука);
У ребенка в руках игрушка. У логопеда такая же игрушка спрятана за спину. Он воспроизводит звучание на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину. Он учит ребенка в момент начала игры на барабане показывать игрушку и убирать ее, когда звучание прекращается.
Публикация «Подборка упражнений, игр, заданий для ребенка с кохлеарным имплантом (слуховой метод И, В, Королевой)» размещена в разделах
По мере того, как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары па барабану за экраном (ширмой).
2. Игра «Угадай, что в бутылке».
Цель: Научить различать 2 звуковых сигнала (неречевых или речевых – звуков речи, слов, предложений) при парном сравнении (операция различения звуковых сигналов);
2-12 одинаковых непрозрачных бутылочек наполнить крупой, мелкими камешками, гвоздиками, песком, монетами, пуговицами, водой. Нужны также карточки с изображениями и названиями наполнителей. Детей предварительно знакомят со звучаниями наполнителей, читают названия, соотносят названия с предметами-наполнителями. Ведущий называет образцы наполнителей, которые лежат на столе, затем встряхивает бутылочками, вызывая звуки, а затем меняет их местами так, чтобы дети не видели. Инструкция: «Послушай, угадай и назови, что в бутылке». Постепенно игра усложняется увеличением числа бутылочек.
3. Игра «Услышал - беги».
Цель: Научить выделять отдельные признаки звуков (громкий - тихий, длинный - короткий, число звуков, непрерывный-прерывистый и др.) имитировать их голосом;
Ведущий стучит в бубен с разной силой: тихо, громко и очень громко. Инструкция: «Слушайте. Если я буду играть тихо - идите медленно на носочках, если звук громкий - идите полным шагом, если звук очень громкий – бегите».
5. Игра «Что за звук и откуда он».
Цель: Научить узнавать бытовые и другие неречевые звуки, слова, предложения, слоги при закрытом выборе из 3-х и более - при этом ребенок знает, какие звуки будут предъявлять, произносить их;
Участников знакомят со звучанием предметов - целлофановый пакет (шуршит, чашка с ложкой (звенит, телефон (звонит, конфета в фантике (шуршит). Выясняем, слышали или нет участники звучания предметов. Читаем карточки, на которых даны предложения, описывающие звучания. Водящий раздает игрокам предметы, которыми они будут издавать звук в игре. Игроки по очереди издают звучание своим предметом, чтобы водящий это увидел. Он должен запомнить, у кого какой предмет и где стоят участники. Затем ему завязывают слова, а один из участников издает достаточно долгий звук своим предметом. Водящий должен назвать звук и откуда он идет. Затем игроки меняются местами.
6. Игра «Хлоп-Топ».
Цель: Научить узнавать и произносить все звуки речи родного языка (фонематический слух);
Инструкция: Я буду произносить звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук У (А, О, М и т. д.). По мере развития фонематического слух и слухо-речевой памяти игру можно усложнять: «Хлопни, когда услышишь звук А, и топни, когда услышишь звук У».
7. Игра «Сделай, как я»
Цель: Научить опознавать звуковые сигналы при открытом выборе - при этом ребенок не знает, какие звуки будут предъявлять;
Детей знакомят со звуками, издаваемыми человеком, выясняют, слышали ли их раньше, знают ли они, как называются звуки (кашель, чихание, хлопки, сопение, цоканье языком, сопение и др.). Инструкция: «Закройте глаза. Послушайте звук, сделайте такой же звук». Ведущий издает звук так, чтобы дети не видели. Игроки повторяют действие, вызывающее нужный звук.
8. Игра «Магазин»
Цель: Научить образовывать связь между слуховым образом слова и обозначаемым этим словом предметом, качеством предмета, действием, понятием, что необходимо для накопления словарного запаса;
Инструкция: «Будем играть в магазин. Я буду покупателем, а ты - продавцом». Игроки выслушивают заказ покупателя, выбирают предметы, приносят товар, который «заказал» ведущий. Можно меняться ролями, усложнять «заказ», увеличивая количество покупок и т. д.
9. Игра «Три медведя»
Цель: Научить выделять просодическую информацию в речи - интонацию, ударение, тембр голоса и др. управлять голосом;
Предварительно ведущий просит детей вспомнить сказку «Три медведя» или читает вместе с ними. Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит.
Ведущий за экраном произносит голосом разной высоты одну из фраз. Если ребенок затрудняется назвать персонажа, ведущий может показать картинку с его изображением.
10. Игра «Запомни нужные слова»
Цель: Научить обращать внимание на нужные звуки и игнорировать не нужные звуки (слуховое внимание);
Инструкция: «Я буду читать рассказ. Внимательно слушайте. Надо «запомнить» слова, которые обозначают одежду (растения, игрушки и т. д.). Когда я закончу читать, повторите эти слова. Игрок, который назвал больше всех слов, выигрывает.
11. Игра «Пары слов»
Цель: Научить запоминать слуховые образы многочисленных звуков и слов (кратковременная и долговременная слуховая память);
Инструкция: «Я назову пары слов, они связаны друг с другом. Например: корова-молоко. Мальчик-девочка, стол-стул. Запомните их. Потом я назову одно слово из пары, а вы назовете второе.
Ведущий произносит несколько пар слов (естественно, не быстро, с нормальной громкостью, предлагает их запомнить, затем называет первое слово из пары. Игроки должны назвать второе слово. Выигрывает тот, кто запомнит больше слов.
12. Игра «Сломанный телефон»
Цель: Научить узнавать и опознавать звуки/слова/предложения в шуме и других сложных акустических условиях - при разговоре по телефону и при общении с несколькими говорящими, при быстром темпе речи, восприятии шепотной речи (константное восприятие речи);
Инструкция: «Я скажу тебе слово шепотом. Слово, которое ты услышишь, скажи следующему. Переспрашивать нельзя». Ведущий шепотом говорит игроку справа какое-нибудь слово шепотом, тот предает следующему. Последний игрок встает и громко произносит слово. Если последний игрок неправильно назвал слово, все по очереди в обратном порядке называют слово, которое они передали соседу. Ведущим станет тот, кто правильно первым назовет слово.
13. Игра «Шутки-минутки»
Цель: Научить контролировать с помощью слуха свой голос и звукопроизношение (слухо-голосовой и слухо-артикуляторный контроль);
Детям показывают картинки с изображением двух ситуаций – реальной и нелепой. Взрослый называет изображения на картинках, просит ребят самостоятельно назвать предложения, затем обсуждают, где реальная, где нелепая ситуация.
Инструкция: «Я буду читать предложения правильно и неправильно. Слушайте внимательно и покажите одну картинку, про которую я говорю. Исправьте ошибку - скажите правильно.
Усложнение: после прослушивания дети повторяют предложение, глядя на картинку. Дети слушают предложение, не видя картинки и показывают картинку после прослушивания.
14. Игра «Где позвонили?»
Цель: Научить локализовать источник звука в пространстве
Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог подаёт сигнал и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
«Где постучали?»
Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
«Жмурки с голосом»
Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой и т. д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
15. Игра «Вы поедете на бал?»
Цель: Научить понимать и отвечать на вопросы, понимать прочитанное, рассказывать о разных событиях…
Инструкция: «Отвечайте на вопросы быстро. Нельзя говорить слова «да», «нет», «черный», «белый». Ведущий произносит стихи - заставку. Затем происходит диалог с игроками. Ведущий спрашивает игроков, в чем они поедут на бал, с кем, когда и т. д., с целью «подловить» игроков. Игроки быстро отвечают на вопросы, избегая называния оговоренных сов.