Алина Мухаматшина
Подборка игр и упражнений для развития креативного мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка игр и упражнений для развития креативного мышления.
Составил: Воспитатель МАДОУ ЦРР№32 Мухаматшина Алина Фаритовна
Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.
Публикация «Подборка игр и упражнений для развития креативного мышления дошкольников» размещена в разделах
Для чего нужно развивать креативное мышление?
Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится "подвижным" и "гибким", развивается фантазия и усидчивость, воображение.
Постоянное шаблонное выполнение заданий "убивает" креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.
Игры и упражнения, котрые можно применять зля развития креативного мышления. :
Упражнение «Сочинитель»
Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.
Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Упражнение «Найди пару»
Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т. д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Игра «К счастью. К сожалению.»
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Время проведения: 30 минут.
Материалы: маленький мячик.
Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).
Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.
Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.
Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.
Возможные варианты:
• Группа затерялась на необитаемом острове.
• Одиссей попадает на Красную площадь.
• Вася и Маша открывают магазин игрушек.
• Мальчик влюбился в девочку.
• Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.
Упражнение «Шнурок»
Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.
Запрещается вербальное общение.
После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т. д.
Упражнение «Заглавная буква»
Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.
Упражнение «Завяжи шнурок»
Цель: развитие креативности.
За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.
Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т. д.
Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.
«Хорошо-плохо» или развиваем креативное мышление у детей.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо?.»
Развивать любой тип мышления у детей проще через игры. «Хорошо-плохо» расширяет вариативность мышления. Цель: найти у предметов, явлений или ситуаций плюсы и минусы. Свойства «хорошо-плохо» можно заменять на «полезно-вредно» или «положительный-отрицательный».
Как играть?
Выбрать предмет, явление или ситуацию и найти положительные и отрицательные стороны.
Дождь – это хорошо, потому что. В дождь нельзя ходить на улицу и можно посмотреть мультфильм/Растения могут получить влагу.
Дождь – это плохо, потому что. Если выйдешь на улицу, можно промочить ноги и заболеть/На мокрой земле можно подскользнуться и упасть.
Сначала мы отрабатываем у детей понимание, что у любых явлений есть положительные и отрицательные стороны. Но на определенном этапе игры у детей в
Построение цепочки противоречий
Это упражнение выполняется в двух вариантах. В первом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере.
Пример:
• За окном идет снег.
• Это хорошо. Можно кататься на лыжах.
• Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу.
• Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу.
• Книги читать вредно — портятся глаза.
В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. Задача слушателей — показать способ разрешения проти-воречия. Задача воспитателя — показать, что предложенное решение порождает новые противоречия.
7.10. Игра «Наоборот»
Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с предметами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования. Что такое антикарандаш? Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где этого делать нельзя. Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: старательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т. д. Таким образом, можно наметить пути усовершенствования вещей и предметов, подойти к изобретению нового.
ЧТО, ОТКУДА, КАК
Описание упражнения
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
1. Что это?
2. Откуда это взялось?
3. Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения -брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно, а обломки чего-либо — такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?
Всё наоборот
Тот, кто водит, называет строчку из любимых стихов, пословицу, поговорку. Задача ребенка — быстро заменить каждое слово на противоположное по смыслу (насколько это возможно, конечно).
«Наша Таня громко плачет» — «Ваш Вася тихо смеется».
«У лукоморья дуб зеленый» — «Далеко за лесом береза белая».
Дорисуй фигуру
Изобразите на бумаге круг, квадрат, треугольник, ромб, волнистую линию — или просто любые каракули — пускай ребенок сам придумает, какие детали дорисовать, чтобы получился какой-то предмет, животное, растение, человек — всё, что угодно.
Можно сделать отпечаток ладони или просто положить на лист любой небольшой предмет — мандарин, цветочный листик, пуговицу, даже макаронину. Задание точное такое же — додумать и дорисовать.
Я волшебник.
Ход выполнения: Попросите ребенка рассказать, что было бы, если бы у него были разные волшебные артефакты - волшебная лампа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка.
Спасибо за внимание!