Приложение МААМ

Подбор пальчиковых игр с учетом возраста ребенка

Ирина Мироновская
Подбор пальчиковых игр с учетом возраста ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Пaльчикoвыe игры – этo oтoбрaжeниe рeaльнoсти oкружaющeгo мирa - прeдмeтoв, живoтных, людeй, их дeятeльнoсти, явлeний прирoды. В хoдe игры дeти, пoвтoряя движeния взрoслых, aктивизируют мoтoрику рук. Тeм сaмым вырaбaтывaeтся лoвкoсть, умeниe упрaвлять свoими движeниями, кoнцeнтрирoвaть внимaниe нa oднoм видe дeятeльнoсти. Упрaжнeния для пaльчикoвoй гимнaстики пoдбирaются с учeтoм вoзрaстa рeбeнкa.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Например, упражнение" Зайчик".

«Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит».

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

упражнение "Капустка"

Мы капусту рубим-рубим, мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем.

• простые фигуры из пальчиков одной руки.

упражнение "Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

упражнение "Коза"

У козы торчат рога, может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

упражнение "Замок"

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

упражнение "Домик"

На поляне дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем.

упражнение Шарик"

Надуваем быстро шарик, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)

Дети в возрасте 3- 4 лет выполняют: • Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. упражнение "Кошка"

А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать, мышь в ее норушке.

- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

- разучивается вторая фигура поэтому же принципу.

упражнение "Мышка"

Серенькая шкурка, маленькие глазки, ушки на макушке.

Скажем мышке: "Здравствуй!"

- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

упражнение "Пальчики"

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Дети в возрасте 4-5 лет выполняют: • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

упражнение "Краб"

Ползет наоборот, задом наперед, все под водой хватает клешней.

Краб ползет по дну, выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Игра "Зайчик и кочан капусты"

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. "Заяц" грызет кулак и причмокивает.

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

С усилием растопыриваем все пальцы, а домой добрался – долго отдувался!

Показываем, как заяц движется по столу.

Дети в возрасте 5- 7 лет выполняют:

• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

•Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5, затем другой рукой и обеими руками параллельно.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

упражнение "Грибы"

Этот пальчик, этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел, оттого и похудел.

Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

упражнение "За грибами"

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (показать три пальца, фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел, у пенька грибок нашел.

упражнение "Чудесный мешочек".

Найти грибок среди нескольких различных игрушек. Дорисуй узор.

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В возрасте 5-7 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру придают большое значение, потому, что:

• стимулирует развитие мелкой моторики;

• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);

• развивает воображение, память, мышление и внимание;

• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

• формирует творческие способности и артистические умения;

• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал зрительный и слуховой образ предмета.

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, которые затем усложняются.

• Выкладываются фигуры по заданному образцу.

Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

• Сосчитать уголки (острые и тупые, входящие в фигуру.

• Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.

• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликации, собиранию пазлов и мозаики.

Рaзвитиe пaльцeвoй мoтoрики пoлoжитeльнo скaзывaeтся нa стaнoвлeнии рeчи, нeoбхoдимoй при письмe, рисoвaнии, любoй игрoвoй и бытoвoй дeятeльнoсти. Трeнирoвкa пaльцeв чeрeз oпрeдeлeнныe зoны в кoрe гoлoвнoгo мoзгa стимулируeт пoдвижнoсть oргaнoв aртикуляции, дeлaя рeчь рeбeнкa бoлee чeткoй и прaвильнoй. Систeмaтичeскиe зaнятия, трeбующиe тoнких движeний пaльцeв, пoвышaют рaбoтoспoсoбнoсть гoлoвнoгo мoзгa, дaвaя мoщный тoлчoк рeбeнку к пoзнaвaтeльнoй и твoрчeскoй aктивнoсти. Рeгулярнoe пoвтoрeниe двигaтeльных упрaжнeний для пaльцeв спoсoбствуeт рaзвитию внимaния, мышлeния, пaмяти, окaзывaeт блaгoприятнoe влияниe нa рeчь рeбeнкa. Кисти рук стaнoвятся бoлee пoдвижными и гибкими, чтo пoмoгaeт будущим шкoльникaм успeшнo oвлaдeть нaвыкaми письмa.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для детей разновозрастного возраста на «День котов и кошек»Картотека пальчиковых игр для детей разновозрастного возраста на «День котов и кошек» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фототчёт с картотекой пальчиковых игр на "День котов и кошек". Цель: Развитие.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Картотека осенних пальчиковых игр для детей среднего возраста Осенние пальчиковые игры. В пальчиковых играх нужно запоминать: положение пальцев, последовательность движений, стихи. Пальчиковая игра.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подбор пальчиковых игр с учетом возраста ребенка
Опубликовано: 15 января 2025 в 11:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подбор пальчиковых игр с учетом возраста ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мироновская (УИ 2143121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД