Ирина Мироновская
Подбор пальчиковых игр с учетом возраста ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Пaльчикoвыe игры – этo oтoбрaжeниe рeaльнoсти oкружaющeгo мирa - прeдмeтoв, живoтных, людeй, их дeятeльнoсти, явлeний прирoды. В хoдe игры дeти, пoвтoряя движeния взрoслых, aктивизируют мoтoрику рук. Тeм сaмым вырaбaтывaeтся лoвкoсть, умeниe упрaвлять свoими движeниями, кoнцeнтрирoвaть внимaниe нa oднoм видe дeятeльнoсти. Упрaжнeния для пaльчикoвoй гимнaстики пoдбирaются с учeтoм вoзрaстa рeбeнкa.
Дети в возрасте до 2-х лет:
• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Например, упражнение" Зайчик".
«Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит».
• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
упражнение "Капустка"
Мы капусту рубим-рубим, мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем.
• простые фигуры из пальчиков одной руки.
упражнение "Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
упражнение "Коза"
У козы торчат рога, может забодать она.
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
упражнение "Замок"
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли. (расцепить пальцы)
упражнение "Домик"
На поляне дом стоит, ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем.
упражнение Шарик"
Надуваем быстро шарик, он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)
Дети в возрасте 3- 4 лет выполняют: • Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. упражнение "Кошка"
А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать, мышь в ее норушке.
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).
- разучивается вторая фигура поэтому же принципу.
упражнение "Мышка"
Серенькая шкурка, маленькие глазки, ушки на макушке.
Скажем мышке: "Здравствуй!"
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Рассказ
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).
• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.
упражнение "Пальчики"
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Дети в возрасте 4-5 лет выполняют: • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
упражнение "Краб"
Ползет наоборот, задом наперед, все под водой хватает клешней.
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Игра "Зайчик и кочан капусты"
Встал зайчишка рано, вышел на поляну.
Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.
По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.
"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. "Заяц" грызет кулак и причмокивает.
Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,
С усилием растопыриваем все пальцы, а домой добрался – долго отдувался!
Показываем, как заяц движется по столу.
Дети в возрасте 5- 7 лет выполняют:
• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
•Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5, затем другой рукой и обеими руками параллельно.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
упражнение "Грибы"
Этот пальчик, этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел, оттого и похудел.
Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.
упражнение "За грибами"
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (показать три пальца, фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел, у пенька грибок нашел.
упражнение "Чудесный мешочек".
Найти грибок среди нескольких различных игрушек. Дорисуй узор.
Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В возрасте 5-7 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру придают большое значение, потому, что:
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал зрительный и слуховой образ предмета.
• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, которые затем усложняются.
• Выкладываются фигуры по заданному образцу.
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:
• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
• Сосчитать уголки (острые и тупые, входящие в фигуру.
• Самому придумать и сложить фигуру.
В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.
• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликации, собиранию пазлов и мозаики.
Рaзвитиe пaльцeвoй мoтoрики пoлoжитeльнo скaзывaeтся нa стaнoвлeнии рeчи, нeoбхoдимoй при письмe, рисoвaнии, любoй игрoвoй и бытoвoй дeятeльнoсти. Трeнирoвкa пaльцeв чeрeз oпрeдeлeнныe зoны в кoрe гoлoвнoгo мoзгa стимулируeт пoдвижнoсть oргaнoв aртикуляции, дeлaя рeчь рeбeнкa бoлee чeткoй и прaвильнoй. Систeмaтичeскиe зaнятия, трeбующиe тoнких движeний пaльцeв, пoвышaют рaбoтoспoсoбнoсть гoлoвнoгo мoзгa, дaвaя мoщный тoлчoк рeбeнку к пoзнaвaтeльнoй и твoрчeскoй aктивнoсти. Рeгулярнoe пoвтoрeниe двигaтeльных упрaжнeний для пaльцeв спoсoбствуeт рaзвитию внимaния, мышлeния, пaмяти, окaзывaeт блaгoприятнoe влияниe нa рeчь рeбeнкa. Кисти рук стaнoвятся бoлee пoдвижными и гибкими, чтo пoмoгaeт будущим шкoльникaм успeшнo oвлaдeть нaвыкaми письмa.