Валентина Врагова
Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это важный период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, так как им необходима новая информация для работы мозга. У детей от 3-х до 7-ми лет память по скорости развития опережает другие способности. Рассматривая картинку ребенок вспоминает, видя необычный предмет начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Не было бы памяти и мы ничего не понимали бы так как, не успев получить информацию тут же забывали все. Поэтому любое желание ребенка запомнить что-то необходимо поощрять - это развивает не только память, но и познавательные способности детей (внимание, воображение, восприятие, мышление). Память - это основа нашего сознания.
Публикация «Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)» размещена в разделах
Малыш, появившийся на свет, познает мир постепенно. Сначала то, что его окружает, а потом кругозор ребенка постепенно расширяется. Большую роль в этом играют впечатления от общения с людьми, но этого для него мало. Он стремится сам взаимодействовать с окружающим миром.
Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, развивать у детей воображение, память, сформировать простые мыслительные операции и эмоциональное состояние ребенка.
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь идти мне медленно. ”
Дай мне приглядеться. потрогать. подержать в руках Послушать. понюхать. и, может быть,
Попробовать на вкус.
О, сколько я смогу найти самостоятельно.
Только, пожалуйста, не торопи меня!”
В ребенке с рождения необходимо воспитывать симпатию к обыкновенным вещам, создавать гармонию с окружающим миром и понимание того, что природа окружает нас, посылает сигналы и просит обратить внимание на: желтые одуванчики, листья, дождевые капли, лягушку, сидящую в луже, звезды и тд.
При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются, когда ребенок неоднократно “опробует” предмет.
Так, в частности, у нас происходило знакомство с различными предметами в окружающей обстановке. Например: познакомив детей с овощами наглядно, дала овощи детям для обследования, использовала натуральные овощи, а можно и муляжи.
Закреплению знаний детей об овощах и других продуктах способствовали дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Отгадай и назови”, “Чудесная коробка” и т. д.
На прогулке обращала внимание детей на кору деревьев: тополь, рябина, березка, дети трогали руками кору, запоминали зрительно дерево и ощущение от прикосновения к коре. Тоже самое проводилось с листьями. В дальнейшем дети по памяти давали характеристику определенным деревьям.
Летом, бегая босиком, дети запоминали ощущения ног к земле, песку, асфальту, камешкам.
Проводя экскурсии обращала внимание на окружающее: например, камни бывают самыми разными: плоскими, круглыми, длинными, шершавыми, гладкими, камни красивого цвета и
интересной формы. Дети находили камешки, которые хорошо пишут на асфальте или камне, они рисовали и писали свои имена.
Глина - очень удобный материал. С ней можно делать что угодно: сжать ее, втыкать в нее пальцы, бить кулаком, приглаживать, стискивать, скатывать в колбаски, перекручивать и вообще глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого!
Песок - замечательный материал для игры. Дети могут рисовать на нем (сухой, стряпать из него (влажный, изготавливая пироги, пирожные, строить дороги, копать тоннели, строить замки. Играя с песком и другими материалами, дети запоминают ощущения от прикосновения к ним.
Когда семена и листья во всей своей элегантной красоте, кружась, падают на землю, ребенок получает урок наблюдательности и умение классифицировать. Здесь обучение - игра, а не тяжелая работа. Основная цель таких игр - организовать непосредственное знакомство с объектами, дать детям живые впечатления, сформировать конкретные наглядные представления об окружающей действительности.
Как уже отмечалось на становление личности ребенка, влияет все окружающее, но прежде всего люди и больше всего люди.
Игра с ребенком не требует больших затрат времени и материальных затрат, важнее всего творчество, фантазия и веселый терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные игры.
Мы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “Почему?”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимые условия для развития памяти ребенка.
Учиться, играя! Пусть дети не видят, что их чему-то учат, просто они играют, но незаметно для себя они познают мир. Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает предмет, усложняя раз за разом игры.
Поиск нестандартных методов работы с детьми привел к появлению в нашей группе игр, связанных с тактильной памятью.
Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
На первом этапе своей работы я вместе с детьми изготовила дощечки. Дети с удовольствием помогали мне. Дощечки были изготовлены из пластика, размером 19*13,5. На поверхность дощечек наклеены различные материалы (различной шероховатости) такие, например, как: мех, вельвет, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, расплавленный воск, спички, палочки длинной 5 см, диаметром 0,8см. Спички на дощечке располагали хаотично, а палочки в вертикальном положении, веревочку, диаметром 0,5 см, наклеивали не строго прямо, а волнообразно, можно наклеить ее зигзагом или как-то по другому. С обратной стороны дощечки писала (рисовала) цифры от 1 до 10, т. к. изготовила 10 дощечек.
При наклеивании некоторых материалов, например, фланель, мех, палочки, дети принимали участие. Они намазывали клеем дощечки, другие подавали палочки, третьи - разглаживали приклеенный материал (фланель, мех) и т. д.
Вельвет, бархатную и наждачную бумагу я наклеивала вместе с лисичкой, пришедшей к нам в гости на глазах у детей, лисичка так старалась, так расхваливала эти дощечки, что заворожила детей, фазу же после изготовления дощечек у детей появилось желание потрогать их, поиграть с ними, представить на что (кого) похожи. Трогая дощечки, дети представляли - большой красивый палас, мягкое одеяло,
цыпленка, заборчик, лесенку, асфальтированную дорогу, стену, бабушкины шершавые руки и т. д.
Некоторые дощечки были для детей сюрпризом, так, например, дощечку с расплавленным воском на поверхности, принес детям почтальон в красивом конверте от детей из другого детского сада. Дощечка детям очень понравилась, трогая ее, дети представляли: облачка, плывущие по небу, кочки на лугу, лужи и т. д.
Несколько дощечек я сделала для детей в качестве сюрприза (спички, палочки, целлофан). Играя в игру “Чудесный мешочек”, я положила эти дощечки в мешочек и трогая, но не видя их, дети представляли на что они похожи: лес, лесенка, лед, кора дерева.
В младшей группе после изготовления каждой дощечки дети обыгрывали ее, трогая дощечку, представляли на что (кого) она похожа, развивая фантазию, речь. Находили в окружающей обстановке предметы похожие на дощечку, подбирали картинки с предметами похожими на дощечку. Проводя словесные игры, дети по памяти описывали предмет, его качество, вспоминая то, что они ощущали, прикасаясь к предмету. В играх принимали участие не все дети, некоторым совсем не нравилось это занятие, они занимались в это время чем-нибудь другим и я никого не принуждала, но пыталась заинтересовать. В дальнейшем эти дети незаметно для себя увлекались дощечками и вместе с нами играли. С помощью дощечек в младшей группе уже большинство детей знали (зрительно запоминали) цифры от 1 до 10. Для закрепления цифр с детьми разучили стихи о каждой цифре.
С возрастом детей постепенно усложнялись задания к играм и сами игры.
В средней группе дети составляли небольшие рассказы по дощечкам. Делали зарисовки того, что представляли, трогая дощечки.
Опыт, получаемый ребенком при восприятии различных предметов природы и общественной жизни, наглядно помог ребенку развить мышление и его речь. В средней группе ввела карточки, на которых были выдавлены цифры от 1 до 10 и геометрические фигуры. Я считаю, что карточки помогли детям в быстром запоминании и закреплении цифр и геометрических фигур.
В старшей группе дети изъявили желание изготовить дощечки- подарки для малышей и многие поддержали это предложение. Юля предложила наклеить на дощечку семечки, трогая эту дощечку она представила огромное море и маленькие кораблики, плывущие по морю. Антон представил, что он держит в руках ананас. Аня предложила наклеить круг из картона, трогая эту дощечку представила солнышко на небе, т. к. круг теплее, чем поверхность самой дощечки. На другие дощечки дети предложили наклеить поролон (можно его намочить, чешую от шишек, пшено и т. д. По этим дощечкам дети составляли интересные рассказы. Дощечки и рассказы малышам понравились, а старшие остались довольны тем, что сделали малышам приятное.
В старших группах продолжала проводить знакомство с тканью, песком, глиной, водой, стеклом и т. д. И все это происходило посредством непосредственного контакта детей с предметом. Например, работая с тканью, дети определяли его качество, закрепляли название, предлагали что можно сшить из этого материала и для какого времени года вещь предназначена. ( Игры: “Ателье”, “Что было бы, если исчезла ткань?” и т. д.).
Или взять раздел «Вода» :
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница, чудо-вода!
Кругозор игр по этому разделу очень обширен и в любое время года и в любом виде, в каком она существует. Играя, дети узнают и закрепляют все свойства воды, понятия - сухой, мокрый, влажный. Дети с удовольствием рисовали по представлению воду (дождь, снег, пар, сосульку, ручеек) и при этом рассказывали о своих ощущениях, получаемых при соприкосновении с различными формами воды.
Непосредственное обследование листьев с деревьев так же помогло детям запомнить название дерева, с какого упал лист. Например, лист тополя плотный, упругий, гладкий. Лист березы - тонкий, сверху немного шершавый, лист рябины - сверху гладкий, а с обратной стороны пушистый. Таким же образом дети обследовали не зрительно, а на ощупь края листьев: ровный, зубчатый, резной.
Начиная со старшей группы, закрепляли буквы, выдавленные на карточках. Много игр проводилось с детьми по тактильной памяти из книги И. Ю. Матюгина.
В основе предлагаемой программы положена идея воспитания разносторонне развитого ребенка. Предложенные мной игры по тактильной памяти развивают не только тактильную память, но и фантазию, воображение. Что было бы если человек не обладал бы этими качествами? Мы просто лишились бы научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Игры помогают овладеть прекрасным даром - даром слова, в играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.
В эмоционально-психологическом развитии ребенка большую роль, едва ли не основную играет развитие тактильной памяти.
Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной
комфортности. В свою очередь отрицательное воздействие (болевое* грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.
Занимаясь этой темой хочу сказать, что эта тема очень обширна, группа игр, проводимых с детьми безгранична и разнообразна, ведь детская фантазия неиссякаема. Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.