Елена Струкова
Почему важно учить эмпатии?
▼ Скачать + Заказать документы
Почему важно учить эмпатии?
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.
Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?
Темочки:
1. Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.
2. Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди. «Мне очень грустно из-за того, что ушла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?».
3. Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».
4. Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.
5. Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.
6. Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.
7. Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.
8. Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут-это может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.
Формы и методы работы с детьми
• чтение и анализ сказок;
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и народные игры;
• нравственно-этические беседы;
• коммуникативные игры и упражнения;
• игры-драматизации;
• игровые образовательные ситуации;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литератур
• рассматривание картин и иллюстраций;
• развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
Сюжетно-ролевая игра - основное средство, определяющее эффективность развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность ребенка занимать позицию переживающего и, совершать определенные действия.
В старшей и подготовительной группе используются игровые занятия. Каждое такое занятие имеет примерно следующую структуру:
- игровой прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях;
-моральная оценка поступков героев;
-решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии;
-игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания;
-советы сказочного персонажа, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений;
-проведение подвижных, народных игр, хороводов, веселых танцев, в которых дети упражняются в проявлении радости.
Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.
Литература:
1. Вербовская, В. С. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника: проблемный анализ в теории и практике// Современное дошкольное образование: сборник научных статей по материалам международной НПК / научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2015 - 76 с.
2. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Стёпина. М. : [б. и. ], 2004 - 287 с.
3. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника / М. : Просвещение, 2005 - 309 с.