Лилия Викторовна Цыкина
Консультация для родителей «Почему так важно обратиться к логопеду до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь имеет сложную структуру, в нее входят этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция). В коммуникативной функции, в свою очередь, принято различать функции побуждения к действию и сообщения. Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и отношения между ними.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.
В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.
Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.
Недостатки произношения тех или иных звуков встречаются у многих детей. Поэтому необходимо как можно скорее начинать исправлять недостатки в речи, ведь то, что кажется досадной мелочью сейчас, в дальнейшем может обернуться серьезными проблемами и наложить отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Проигнорировав логопедические занятия в раннем возрасте и оставив все как есть, в будущем человек будет стесняться выступать публично или не сможет претендовать на определенные должности, будь то ведущий новостей, телекомментатор, летчик, артист, радиоведущий, педагог или любые другие вакансии, связанные с выступлениями перед аудиторией. В этой связи значение занятий с учителем-логопедом невозможно переоценить! Конечно, если момент упущен, все еще не поздно наверстать. Недостатки произношения поддаются коррекции, причем вне зависимости от возраста человека. Важно лишь обратиться к профессиональному логопеду, составить программу занятий и определить примерные сроки достижения поставленной цели.
КОГДА НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ
Как правило, если ребенок не соответствует общим этапам речевого развития, то это является сигналом для того, чтобы обратиться к логопеду.
Ниже приведены несколько признаков того, что вашему ребенку может понадобиться помощь логопеда :
Проблемы с произношением звуков - некоторые звуки могут заменяться другими. В крайнем случае, у ребенка вообще не получается их произносить.
Недостаток словарного запаса - ребенок может использовать ограниченное количество слов. Притом это будут самые простые слова, такие как “гав” в обозначении собаки, или “мяу” в обозначении кошки, поскольку так ему проще.
Проблемы с пониманием - ребенок может не понимать, о чем говорит взрослый. В результате родители начинают повышать голос, даже не догадываясь, что малышу нужна профессиональная помощь.
Кроме того, некоторые дети могут иметь трудности с артикуляцией звуков, то есть они могут заменять звуки другими звуками, искажать их, пропускать или добавлять звуки, что может привести к трудностям в понимании речи и затруднить общение с окружающими. Также некоторые дети могут испытывать затруднения с высказыванием своих мыслей, составлением предложений и рассказов.
Если родители замечают, что их ребенок испытывает трудности с речью, то нужно обратиться к логопеду. Обращение к логопеду необходимо как можно раньше, так как раннее начало логопедической коррекции речи помогает достичь более эффективных результатов.
Когда же нужно обратиться к логопеду? Необходимо обратиться к логопеду, если:
Ребенок не произносит отдельные звуки, их искажает или заменяет на другие звуки.
Ребенок не употребляет слова, соответствующие его возрасту.
Ребенок испытывает трудности в высказывании мыслей и составлении предложений.
Ребенок не может повторять слова или фразы за взрослым.
Ребенок не понимает чужую речь или понимает ее недостаточно.
Ребенок не произносит слов и не составляет предложения с правильным ударением и интонацией.
В случае выявления таких проблем, родители должны обратиться к логопеду для консультации и диагностики. Логопед проведет комплексное обследование ребенка и определит наличие нарушений речи и их характер. После этого будет разработан индивидуальный логопедический план коррекции речи ребенка и определено количество занятий, необходимых для достижения наилучших результатов.
Также важно заметить, что родители могут обратиться к логопеду и при подозрении на отклонения в речевом развитии ребенка, которые не вписываются в общие нормы, описанные выше. Например, если ребенок плохо произносит звуки, опаздывает в развитии речи от сверстников или испытывает трудности в понимании речи других людей. В таких случаях рекомендуется не откладывать обращение к логопеду, чтобы ребенок как можно быстрее получил необходимую помощь.
Важно понимать, что чем раньше обнаружатся проблемы в речевом развитии, тем проще и быстрее их можно исправить. Поэтому не стоит откладывать обращение к логопеду, если вы заметили какие-либо отклонения в речевом развитии ребенка.
В заключение можно сказать, что логопедическая помощь является важным элементом в развитии и воспитании ребенка. Родители должны следить за речевым развитием своего ребенка и не откладывать обращение к логопеду, если возникнут какие-либо подозрения на отклонения в речевом развитии. Логопед поможет выявить проблемы и предложит индивидуальную программу коррекции, которая поможет ребенку преодолеть трудности и развить свои речевые способности.