Наталья Прудкая
Почему ребёнок молчит?
▼ Скачать + Заказать документы
В этой статье рассматриваются самые частые нарушения, которые ведут к безречью. Многие из этих нарушений Вы можете заметить у ребенка еще до момента обращения к специалисту, либо наоборот, вы снизите свою тревожность и сможете понять, что основные функции сфер развития у вашего ребенка в норме.
Часто приходится слышать: «Мой ребенок не говорит потому, что он ленится!» или «Он весь в папу. Тот тоже поздно стал говорить» - это всего лишь миф.
Дети не говорят потому, что у них нарушена хотя бы одна из необходимых для речи сфер развития. И мы рассмотрим частые нарушения,которые ведут к безречью.
Публикация «Почему ребёнок молчит?» размещена в разделах
Первой основной причиной является нарушение понимания речи.
Для того, чтобы у ребенка «запустилась речь», необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие и выполняет инструкции.
Некоторые «неговорящие» дети могут владеть довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания. О таких детях родители чаще всего говорят, что они все понимают, только не говорят. У других же детей и понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удается установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
В период 2.5 года малыш должен понимать инструкции без зрительной и жестовой подсказки. Выполнять просьбу взрослого ( например: «принеси из шкафа шапку и шарф», «принести с кухни яблоко», в магазине попросите показать тот или иной предмет, знакомый ребенку, понимать и знать глаголы - действия, признаки предметов (кто прыгает- летает, лежит, сидит, спит, что здесь горячее, а что - холодное, вкусное–не вкусное, красивое-не красивое, большое-маленькое и т. д., т. е ребенок должен ориентироваться на вашу речь, слух.
Если ребенок может дать конкретный предмет из множества других предметов, умеет выполнять инструкцию, состоящую из 2-3 просьб или указаний. Тогда все замечательно. Но если вы заметили, что понимание речи развивается не по норме, необходимо продолжать с помощью игрушек, картинок обогащать словарный запас и обратиться за консультацией к специалисту.
Другой основной причиной отсутствия речи могут быть нарушения слуха.
Часто родители не замечают данное нарушение по причине того, что ребенок находится в привычной домашней обстановке и речь взрослого подкрепляется жестом, зрительной подсказкой, мимикой. Данное нарушение можно проверить, если обратиться к малышу шепотом (попросите что – то у него, когда он играет и сидит к вам спиной. Понаблюдайте, как реагирует на звуки окружающей среды или когда вы его зовете, находясь в другой комнате?Воспроизведите за спиной ребенка какое-то действие и посмотрите, как малыш отреагирует. Если есть хоть какие-то малейшие подозрения на нарушения слуха, необходимо его обязательно проверить на наличие таких проблем.
Следующей причиной отсутствия речи - нарушение коммуникации.
Обратите внимание, как ребенок играет с вами; как взаимодействует с окружающим миром. В 2 - 2,5 года, ему интереснее играть с вами или одному?
Принимает ли он игру, которую вы ему предлагаете (например, покатать машинку, положить куклу спать, покормить мишку). Должен быть легкий сюжет, а не манипуляция с предметом (подбрасывание, облизывание или катание туда-сюда предмета). Не маловажно, чтобы у ребенка присутствовал зрительный контакт с вами.
Понаблюдайте, как он на вас реагирует? Смотрит ли вам в глаза? Интересно ли ему с вами играть? Как он реагирует на других людей: детей и взрослых?
.
Если у него нет интереса к игре, то нет интереса и к речи.
Речь - это коммуникационная функция. Поэтому за такой сферой родителю тоже необходимо внимательно проследить и исключить проблему с коммуникацией.
Следующей причиной может быть причина интеллектуального развития. Нарушение интеллектуального развития не говорит о том, что у него умственная отсталость. Здесь необходимо оценить уровень интеллекта малыша, развитие его мышления. Если ребенку меньше трех лет, необходимо играть с ребенком в игры на развитие интеллекта, чтобы в три года родители не беспокоились за малыша. Дети с пониженным интеллектом, как правило, сильно отстают в речевом развитии тоже.
В 3 года можно пройти диагностику и консультацию у психолога.
Также есть еще одна основная причина, которая часто встречается в практике. Это нарушение «артикуляционного праксиса». У малыша наблюдаются расторможенность в общей моторике: неловкие движения в теле,его пошатывает.
В артикуляционной моторике таким детям, трудно делать движения губами; они не понимают, как правильно поставить язык для того, чтобы получить звук или серию звуков; сильно сцепленные губы или, наоборот, их несмыкание; вываливания языка из приоткрытого рта; слюнотечение (особенно при разговоре); невозможность вытянуть губки в трубочку и выполнять движения языком вверх-вниз и т. д. Если у ребенка тяжелые нарушения в артикуляционном праксисе, то это также может привести к безречью.
Причина безречья есть всегда, и пока что мы рассмотрели не все причины, а лишь основные:
- развитие артикуляционного праксиса;
- развитие игровой и коммуникативной деятельности;
- развитие интеллекта;
- развитие понимания речи и слуха.
Их каждый родитель может дома посмотреть самостоятельно, для того, чтобы исключить, какие-то нарушения. Если вы ведете, либо если одна из этих сфер нарушена, необходима консультация специалиста: логопеда, психолога, дефектолога.
Уважаемые родители! Помните, что успех исправления нарушений речи во многом зависит от сроков начала коррекционной работы. Чем раньше будет выявлена проблема в речевом развитии ребёнка, тем эффективнее будет помощь специалиста. Результат коррекции нарушения речи напрямую связан с тем, насколько регулярно умения, полученные ребёнком на занятиях с учителем-логопедом, закрепляются дома с родителями в ходе игр и общения.
Учитель-логопед: Прудкая Н. В.