Полина Прозорова
Консультация «Почему ребенок не слушается и капризничает?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непослушания и детских истерик тянется испокон веков! Многие родители понимают, что что-то не так в их воспитании и пробуют поступать со своими детьми то более строго, то наоборот, спускают «на нет» свои прежние семейные устои, принципы. Так скажем опускают руки. Как результат, ребенок становится неуправляемым, никого не слушает и не воспринимает. Что же делать? Давайте, разберемся.
Всегда, даже в воспитании, действует закон «причина-следствие». Все проблемы в воспитании детей возникают из-за фрустрации (неудовлетворённой жизненной потребности).
Всего в психологии выделяют 5 «ступеней» потребностей человека:
Публикация «Консультация „Почему ребенок не слушается и капризничает?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
1. Физиологические (в еде, сне (по режиму, здоровье, достаточный отдых)
2. Потребность в безопасности (понятные правила жизни, предсказуемость действий родителей, чувство защищенности, навыки самозащиты, уверенность в будущем)
3. Потребность в любви и принятии (родительская любовь ко мне, принятие всех эмоций ребенка, быть частью семьи)
4. Социализация (приспособление к общественности, принятие социальной роль)
5. Самоактуализация (самостоятельность, реализация своего потенциала, познание нового)
Если у ребенка не удовлетворена какая-то из этих базовых потребностей, то она вызывает «сбой» других, вышестоящих.
Можно выделить 5 основных причин непослушания и истерик детей:
• Отсутствие режима дня и предсказуемости дня (у ребенка нет четкой последовательности действий в течение дня)
• Мало границ (вседозволенность)
Запреты не приводятся в исполнение, нет четких и понятных правил для ребенка дома.
• Много границ (любой «шаг в сторону» грозит наказанием)
Такое отношение взрослых всегда вызывает протест у ребенка.
• Непоследовательность/ненадежность взрослых в своих действиях и поступках по отношению к детям
• Заниженная самооценка ребенка на фоне представлений родителей о нем (навешанные «ярлыки»)
Фразы «ты плохой», «трус», «свинья», «плакса», «ведешь себя как лялька», «мальчики не плачут», «не ной» и т. п. – это и есть «ярлыки» поведения, которые ребенок примеряет на себя, если ему говорят об этом слишком часто. На этом фоне у детей формируется уязвимая самооценка. Ребенок перестает любить прежде всего самого себя и начинает доказывать родителям и близким взрослым, что он на самом деле «плакса», «свинья», «неумеха».
Что же делать родителям и взрослым, которые столкнулись с непослушанием детей?
- Прежде всего проанализируйте, предположите, какая потребность в данный момент не удовлетворяется у ребенка?
- Подумайте, в порядке ли у ребенка режим дня, каков ваш стиль воспитания, принимаете ли вы ребенка с его эмоциями, на что акцентируете внимание: на успехи или на неудачи?
- Действуйте, устраняйте причины.
Напоследок предлагаю ознакомиться с алгоритмом выхода из истерики ребенка.
Если ребенок уже сильно расстроен, капризничает и бьется в истерике:
1 Шаг Начните свою фразу, при обращении к ребенку, со слова «Да» и в личном спокойствии (- «Да, ты не хочешь сейчас идти домой)
Ребенок уже расстроен, и ваше резкое «нет», «отстань», «сколько можно плакать» приведут только к еще большему протесту, и ребенок закроется от общения с вами.
2 Шаг На пике истерики, важно искренне посочувствовать ребенку, озвучить вслух его эмоцию («Очень жаль, что не получается еще погулять», «Обидно, но не получилось…»)
Важно самому при этом сохранять спокойствие, контролировать себя, не переходить на крик!
3 Шаг Когда эмоции подуспокоились у ребенка. Разъясняем сложившуюся ситуацию.
4 Шаг Предлагаем альтернативу ребенку («На прогулку пойдем после того, как…», «Здесь это делать нельзя, а здесь можно»)
Важно помнить, что без первого и второго шага, третий и четвертый работать не будут!