Елена Ларенцева
Почему ребенок не говорит?
▼ Скачать + Заказать документы
Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).
К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку : он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.
Публикация «Почему ребенок не говорит?» размещена в разделах
К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:
1. Нарушения слуха.
2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
3. Нарушение зрения.
4. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
5. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.
Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если в 4 месяца младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками, а в 9 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.
Почему так важно своевременное развитие речи?
Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:
В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком, а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).
Задержка речевого развития: когда идти к врачу?
Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс, которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.
Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.
Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное) : к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.
Совет логопеда:
Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:
с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;
с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;
с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;
с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка, посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);
с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.
Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет:
2 месяца
Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.
3 месяца
Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».
4 месяца
Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».
5 месяцев
К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.
6 месяцев
Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
7 месяцев
Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.
8 месяцев
Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.
9 месяцев
Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.
10 месяцев
Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.
11 месяцев
Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.
12 месяцев
Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.
12-18 месяцев
Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака, «тик-так» (часы, «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употребляются в именительном падеже в единственном числе.
18-20 месяцев
Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!», использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).
20-22 месяца
Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).
22-24 месяца
Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».
3-й год
Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
4-5 лет
Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».
Усвоение детьми фонетической системы родного языка
Работа над звуками речи должна проводиться в тесной связи с работой над словом, так как звук является значимой, смыслоразличительной единицей речи (фонемой) только в слове, например: сом, сор, сок, или мыло, мало, мило и т. п. Поэтому систему работы по формированию правильного произношения надо строить так, чтобы она давала детям возможность постепенно и последовательно овладевать правильным произношением всех звуков родного языка, помогала вырабатывать чёткую дикцию, осваивать ритмико-мелодическую сторону речи. Поскольку звуки произносятся не изолированно, а в словах, во фразовой речи, эта работа одновременно должна способствовать обогащению и уточнению словаря, воспитанию умений правильно произносить слова любой слоговой структуры (из двух, трёх и более слогов с отрытыми, закрытыми слогами, со стечением согласных, правильно строить предложения. В основе этой системы лежит последовательная отработка всех звуков родного языка, как гласных, так и согласных.
Встаёт вопрос, когда начинать отработку звуков речи. Чтобы на него ответить, необходимо чётко знать закономерности развития речи детей. Оно проходит ряд этапов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при известных условиях (забота о здоровье ребёнка, его своевременном физическом и психическом развитии, правильная речь окружающих).
Первый год жизни играет большую роль в развитии речи ребёнка.
На 3-м месяце у младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы…В период гуления ребё нок произносит много звуков : а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф.
При молчаливом уходе за ребёнком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.
С 4-5 мес. У ребёнка наступает период лепета. В это время отмечается повторение отдельных звуков и слогов. Вскоре он начинает повторять за взрослым отдельные звуки, слоги и к году говорит 10-20 слов.
Начиная с 4-5 мес. с ребёнком следует говорить только правильным языком, не подделываясь даже невольно, под его речь. Внимательные родители и воспитатели всегда знают, какое слово может повторить ребёнок, они не предлагают ему трудных слов, говорят медленно, отчётливо, связывая каждое новое слово с предметом, который дают малышу.
В период от года до двух лет у ребёнка идёт процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребёнка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребёнка достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильн, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произносят их совсем непонятно, наприме : «дять буку»(дай булку, «титети»(конфеты)
Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребёнку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь малыша, понимать её и повторять правильно те слова, которые он искажае. Слыша правильное произношение слов, ребёнок будет постепенно исправлять свою речь.
В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение производить звуки или слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Период от двух до трёх лет характеризуется активным наполнением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искажённое, иногда ими самими придуманное, только потому, что им нравится, как оно звучит.
К. И Чуковский писал: «Рифмотворчество в двухлетнем возрасте-неизбежный этап нашего развития. Ненормальны или больны те младенцы, которые не проделывают таких языковых экзерсисов. Это именно экзерсисы, и трудно придумать более рациональную систему упражнений в фонетике, чем такое многократное повторение всевозможных звуковых вариаций»
С детьми этого возраста проводят дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание различных звукоподражаний и звуков.
К трём годам ребёнок уже располагает достаточным по объёму активным словарём, в общении пользуется развёрнутыми фразами. Малыш много говорит, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает их и пересказывает. Но речь его ещё неправильна. Ребёнок испытывает трудности в произношении многих звуков, так как движения органов артикуляции ещё неточны и недифференцированны, он недостаточно хорошо различает близкие по артикуляции или акустическим признакам звуки. Многие звуки дети не произносят, заменяют или искажают. Вместе с тем дети этого возраста способны замечать неправильное произношение у своих товарищей. Ребёнок обращает внимание на собственное произношение, постепенно улучшает его, т. е. начинает ориентироваться в звуковом составе слова.
К трём годам уже имеются предпосылки для работы над материальной, звуковой стороной языка. Именно в это время и начинают отработку звуков, которая осуществляется постепенно и последовательно с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. В этом возрасте работу ведут воспитатели и родители, если нет явных отклонений в умственном развитии ребёнка.
Навыки чёткого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребёнка, тем проще должны быть материал и длительнее его отработка.