Получи документы

Пластилинография — как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

марина воронина
Пластилинография — как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101»

Пластилинграфия – как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Воспитатель первой категории

Воронина М. В

Миасс

2021

Оглавление

Введение…. 3

Опытно-практическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии…5

Заключение…. 6Список используемых источников. …12

Введение

Актуальность.

Публикация «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, свое искреннее отношение к действительности. Познавая красоту и необъятность природы, ребенок с большей радостью пытается остановить и запечатлеть «счастливое мгновение», восхищается результатом своего труда. Ребенок – это «чистый лист», это маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования находят свое отражение в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и используя нетрадиционную технику – пластилинографию. Это один из видов декоративно-прикладного искусства. Принцип данной техники – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми дошкольного возраста. Работая несколько лет в группе детей дошкольного возраста, я обратила внимание, что у детей плохо развита мелкая моторика пальцев рук.

Результаты исследования нервно-психического развития детей, показали, что большинство из них отстают в развитии мелкой моторики пальцев.

Исходя из этого я решила уделить внимание данной проблеме.

Тема моей работы является актуальной и в настоящее время, так как занятия пластилинографией способствуют развитию у ребенка умелости рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцирются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

В своей работе я применяю технику пластилинографии и считаю, что она способствует развитию мелкой моторики при условии ее систематического включения в образовательную деятельность.

Новизна моего опыта заключается в пролонгированном и одновременно усложняемом с возрастом применении техники пластилинографии как средства развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: Развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук посредством овладения техникой пластилиновой живописи.

Задачи:

- развивать и укреплять мышцы руки;

- обучать элементарным трудовым навыкам;

- развивать детское изобразительное творчество;

- развивать у детей навыки работы с пластилином;

- развивать эстетическое, композиционное, пространственное восприятие;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Опытно-практическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.

В технике пластилинография я работаю с детьми с 2019 г. Особенностью моей деятельности является то, что пластилиновой живописью мы занимаемся с детьми не эпизодически, а постоянно,1 раз в неделю, начиная со второй младшей группы, постепенно усложняя задания.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип доступности все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей

Принцип интеграции сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов

Принцип личностно-ориентированного обучения признании ценности личности каждого ребенка, развитие его индивидуальности в процессе деятельности

Принцип комфортности атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха

Принцип систематичности постепенно обучать детей новым приемам пластилинографии, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний

Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать

В работе с детьми использую:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение способа выполнения);

- наглядный (показ образцов готовых картин и схем поэтапного выполнения поделки);

- практический методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник).

Деятельность с детьми в технике пластилиновой живописи я строю поэтапно.

Этапы работы

1 этап - знакомство с техникой пластилинография.

Чаще всего первое знакомство происходит во второй младшей группе. Ребята рассматривают картины, созданные в технике пластилинография, трогают их руками, пытаются определить материал, из которого они выполнены. Затем в игровой форме происходит знакомство с пластилином : дети попадают в пластилиновую страну, где все герои, предметы выполнены из пластилина. Здесь им встречается «Пластилинчик», который знакомит детей с тем, как сделать пластилин мягким, податливым, какие правила работы с материалом существуют. Вместе с веселым героем дети повторяют цвета пластилина, знакомятся со стекой, ножницами.

2 этап - обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии. Во второй младшей группе ребята осваивают правильную постановку пальцев, закрепляют уже известные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, знакомятся с новыми: отщипывание, вытягивание, надавливание, размазывание. Первые работы просты в выполнении: это простые контурные рисунки, без мелких деталей. Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей. Ребята учатся закрашивать рисунок пластилином, стараясь при этом, не выходить за контур рисунка. Дети с удовольствием закрашивают пластилином воздушные шарики, делают бусинки из пластилина и надевают их на веревочку, помогая девочке Люсе; увидев звездное небо, торопятся изобразить его с помощью пластилина на картоне и подарить мамам. Я стараюсь добиться, чтобы каждый ребенок испытал радость от работы, обязательно хвалю всех детей, пытаюсь найти в каждой работе изюминку. В средней группе учимся с ребятами смешивать пластилин разных цветов. До этого дети усвоили, что при смешивании красок получается новый оттенок. Но экспериментировать с пластилином еще интереснее. Мы придумали с ребятами игру, суть которой заключается в том, что нужно заранее, перед смешиванием цветов, определить, какой цвет может получится. За каждое верное предположение участник получает фант, побеждает тот, кто наберет их больше. К концу года дети безошибочно могут назвать оттенок, получающийся в результате смешивания красок. Дети познакомились с приемом заглаживания: для получения гладкой поверхности необходимо кончиками пальцев разгладить слой пластилина. Задача не простая, так как требует мышечных усилий. На помощь нам пришла вода. Оказывается, пальцами, смоченными в воде, можно легко разгладить пластилин по поверхности.

В средней группе ребята выполняют работу, опираясь на готовый образец, действуют по словесному указанию воспитателя; рисунок усложняется; для большей выразительности используем природный материал, бусинки, стразы.

Свою работу в технике пластилинографии строю в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учётом сезона и календарных праздников. Так, например, осенью появляются картины «Осеннее дерево»; «Ежик»; зимой — «Веселый снеговик», «Елочка», к 8 Марта - подарки мамам. Изучив правила дорожного движения, создаем коллективную работу в технике мозаичной пластилинографии «Улица города».

Можно с уверенностью сказать, что пластилинография плотно вошла в нашу жизнь. И это неспроста. Уникальность этой техники состоит в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями. В процессе деятельности, благодаря использованию художественного слова, развивается словарный запас детей; рассказывая о сюжете, изображенном на картине, дети развивают связную речь, грамматический строй речи.

В ходе бесед у детей расширяется представление об окружающем мире, происходит закрепление сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Закрепляются пространственные представления (впереди, вверху, слева, справа и т. д.). В ходе деятельности дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Активно развиваются творческие способности детей; благодаря применению здоровьесберегающих технологий (физкультминуток, пальчиковых игр) происходит укрепление физического здоровья детей и, самое главное, развивается мелкая моторика.

Чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде. В нашей группе создан уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой. Здесь расположены: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа, инструменты, разнообразный природный материал: семена, крупы. Кроме того, представлен демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.

Добиться высоких результатов в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста можно лишь при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Проведя анкетирование родителей, я выяснила, что 87% опрошенных обеспокоены вопросом развития мелкой моторики; 55% семей отмечают, что недостаточно осведомлены о способах ее развития; лепку, как средство развития мелкой моторики, используют только 35% респондентов. О пластилиновой живописи знают лишь 15% опрошенных, но никто из них не применяет ее в домашних условиях.

Мною были поставлены задачи повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики с помощью техники пластилинографии, создания условий для обучения родителей основным видам пластилиновой живописи.

Для достижения поставленных задач были проведены консультации: «Что такое пластилинография, «Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста», «Значение мелкой моторики для развития детей»; в папке - передвижке родители смогли познакомиться с основными видами пластилинографии.

Особенно интересным и запоминающимся получился мастер- класс «Мы лепили колобка», организованный для родителей, где они совместно с детьми учились работать с пластилином, создавая яркие картины.

Хочется отметить, что родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей; дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

Результативность опыта. Свою работу по внедрению пластилинографии в образовательный процесс в каждой возрастной группе я сопровождаю обязательной диагностикой уровня развития мелкой моторики на начало и конец учебного года. В основу мониторинга положены методики, описанные Гаврилиной С. Е., Кутявиной Н. Л., Топорковой И. Г., Щербининой С. В.

Данные методики позволяют определить уровень развития мелкой моторики дошкольного возраста.

Задания подобраны в соответствии с возрастом детей и объединены в 4 блока: упражнения на координацию движений, упражнение на повторение фигур из пальцев, работа с бумагой, упражнения на дорисовывание.

Выполнение каждого задания оценивается от 0 до 2 баллов ( соответственно: низкий, средний, высокий уровни выполнения задания). По итогам всего мониторинга подсчитывается количество баллов, согласно которым определяется уровень развития мелкой моторики ребенка.

По результатам обследования по всем возрастным группам наблюдается положительная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем и снижение количества воспитанников с низкими уровнями развития. (Приложение 2)

Таким образом, планомерная, целенаправленная, систематическая работа с детьми в технике пластилинография способствует эффективному развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Заключение

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем. Многие педагоги, психологи, физиологи отмечают, что ребенок, умело владеющий кистями рук и пальцами, реже испытывает трудности в речевом, познавательном развитии.

Одним из средств развития мелкой моторики является пластилинография - нетрадиционная техника, сочетающая лепку и рисование.

Применение данной техники мною на протяжении 5 лет, дало положительный результат.

В ходе целенаправленной, планомерной, продолжительной работы, у детей отмечаются позитивные изменения в речевом, познавательном развитии. Кроме этого постепенно исчезла скованность движений, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, улучшились навыки самообслуживания, повысилась творческая активность воспитанников. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Существенно повысился уровень развития мелкой моторики; к концу учебного года во всех возрастных группах наблюдается положительная динамика.

Результаты работы позволяют говорить о том, что использование пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет.

Данный опыт может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений, родителями.

Список литературы

1. Давыдова Г. Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.

2. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М. : «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

4. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Библиотека воспитателя». "Пластилиновая картина". Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика - Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

5. Шкицкая И. О. Аппликации из пластилина" - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография — как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2021 в 07:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем марина воронина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД