Шапкина Юлия
Планирование в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
№ Наименование раздела Страница
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка 4
1.1 Паспорт группы 4
1.2 Цели и задачи реализации планирования образовательной деятельности 6
2. Планируемые результаты освоения содержания образовательных областей 8
3. Инструменты для проведения диагностики и отслеживания процесса развития детей средней группы 9
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка: 18
Публикация «Планирование в средней группе» размещена в разделах
2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Календарно-тематический план по разделу «Социализация. Ребенок в семье и обществе»
Календарно-тематический план по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
Календарно-тематический план по разделу «Формирование основ безопасности» 20
24
33
41
2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Календарно-тематический план по разделам «Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы» и «ФЭМП»
51
56
2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Календарно-тематический план по разделам «Развитие речи»,
«Приобщение к художественной литературе» 80
83
96
2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно-тематический план по разделу «Изобразительная деятельность (Рисование. Лепка. Аппликация)»
Календарно-тематический план по разделу «Музыкальная деятельность» 106
110
125
2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание образовательной области «Физическое развитие»
Календарно-тематический план по разделу «Физическая культура»
Календарно-тематический план по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» 138
142
2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 155
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 160
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 161
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация режима пребывания детей в группе 164
3.2 Циклограмма непрерывной образовательной деятельности в средней группе (расписание НОД, двигательный режим 167
3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 168
3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 173
3.5 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 175
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Планирование образовательной деятельности (далее-Планирование ОД) в средней возрастной группе общеразвивающей направленности на 2017- 2018 учебный год разработано в соответствии с основной образовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 167» (далее – Программа) и отражает особенности содержания и организации образовательной деятельности в средней группе с учётом авторской образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
При разработке Программы соблюдались требования следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г. № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29.052013 г. № 28564)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 г. № 30038);
- Устав МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167».
Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 4-5 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно-эстетическое развитие -физическое развитие;
Паспорт группы
Характеристика контингента детей в средней группе № 10
Общее количество детей – 28 детей.
Девочек – 16
Мальчиков – 12
По группе здоровья : I – 8 человек; II - 20 человека;
Наиболее распространенным видом заболеваний является – заболевание – ОРВИ.
Социальный паспорт группы
Группа : средняя группа № 10
Воспитатели: Шапкина Ю. П. ,
Альжева Т. С. 1. Количество детей в группе :28
а) девочек - 16
б) мальчиков - 12
2. Количество семей:
а) полных (в них детей) - 27 (41 детей)
б) неполных (в них детей) - 1(1 ребенок)
Количество малообеспеченных семей (в них детей) – 2 (5 детей) многодетных семей (в них детей) - 3 (9)
Количество семей «группы риска» - 0
Семьи, родители в которых безработные - 0
Дети, которые находятся под опекой - 0
Количество матерей-одиночек - 0
Возрастные и индивидуальные особенности развития
детей средней группы
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Возрастной портрет ребёнка к концу средней группы
К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить:
«Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии с друг другом носит ситуативный характер, а приобщении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа ребенка, его детализацией.
Цели и задачи реализации планирования образовательной деятельности
Планирование ОД определяет содержание и организацию образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности.
Планирование ОД обеспечивает развитие личности детей 4-5 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития и образования (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому и физическому).
Планирование ОД направлено на решение общих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Задачами воспитания и развития детей пятого года жизни являются:
- Воспитание у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- уважение к традиционным ценностям
- развитие личности.
Патриотическая направленность – воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
- Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
- Создание условий для успешного развития игровой, коммуникативной, самостоятельной, познавательно – исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, речевой деятельностях, осуществляемых в совместной деятельности взрослого и детей.
Решение обозначенных в Программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.
В Доу проводится качественная систематическая работа с приоритетным осуществлением физического и речевого развития дошкольников, оказанием квалифицированной коррекционной образовательной помощи детям с отклонениями в речевом развитии.
С целью наиболее полной реализации программы используются следующие педагогические технологии и методики:
- Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология.
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой – формирование поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.
- Технология проектирования, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
- Метод поисковой деятельности.
Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Данные педагогические технологии и методики стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, что как следствие, ведет за собой сохранность физического и психического здоровья. В результате чего у детей повышается познавательная активность, заинтересованность, любознательность.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Обязательным условием реализации всех технологий является личностно ориентированный характер взаимодействия сотрудников МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» с детьми. Личностно ориентированное взаимодействие и ответственность педагогов за качество образования позволяют наиболее полно удовлетворять образовательные потребности детей, запросы родителей.
2. Планируемые результаты освоения содержания образовательных областей
Планируемые итоговые результаты освоения детьми примерной основной образовательной Программы опираются на целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством
общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно- ролевых играх.
• Проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
3. Инструменты для проведения диагностики и отслеживания процесса развития детей средней группы
Освоение содержания образовательных областей не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций детей. При реализации ООП ДО педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:
-- индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и/или профессиональной коррекции особенностей его развития);
-- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги – психологи, психологи).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми принятия совместных решений, разрешение конфликтов, лидерства и пр. ;
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
изобразительной деятельности;
физического развития.
В ходе образовательной деятельности воспитатель создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы детей средней возрастной группы осуществляется 2 раза в год (в сентябре и мае, с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемую в ДОУ программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой.
В мониторинге используются те методы, применения которых позволяет получить объём информации в оптимальные сроки.
В отдельных случаях (при необходимости) проводится педагогом-психологом психологическая диагностика детей с согласия их родителей (законных представителей).
Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдений, разработанные на основе указанных ниже критериев и показателей по каждой из образовательных областей.