оксана воробьева
Планирование самостоятельной деятельности дошкольников в организованной предметно-развивающей среде (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
В научной педагогической литературе «самостоятельность» - это постепенно развивающееся стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Публикация «Планирование самостоятельной деятельности дошкольников в организованной предметно-развивающей среде (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
• свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
При планировании самостоятельной деятельности детей мы (педагоги) руководствуемся актуальной на данный день (неделю, месяц) темой, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Как мы организовываем самостоятельную деятельность детей :
1. Накануне в группе организовываем выставку по данной теме недели с помощью демонстрационного материала: сюжетные картины, альбомы, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги. Дети рассматривают, составляют предложения. Тем самым развивается кругозор, мышление, речь.
2. Проводится вводная беседа педагога с детьми по теме.
Цель беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.
3. Выставляются разнообразные развивающие и занимательные игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в той или иной образовательной области или выбрать для себя игру по интересам.
4. Во время прогулки детей знакомим с дополнительным материалом по теме (стихи, загадки, пословицы, поговорки, проведение исследовательской деятельности, сбор природного материала, знакомство с новыми играми, экскурсии). Дети выбирают игры и какую-либо деятельность самостоятельно по интересам.
5. Применяем разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке, которые фиксируются ежедневно в календарно-тематический плане (чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.). Дети организовывают игры-драматизации, по собственному желанию поют, играют на музыкальных инструментах, занимаются художественной и изобразительной деятельностью. Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
6. Вечером мы предлагаем поиграть в сюжетно-ролевые игры. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, мы направляем их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказываем помощь в изготовлении недостающего, приучаем к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры можем давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.