Татьяна Чуприна
Планирование работы семейного клуба
Планирование работы семейного клуба в дошкольном учреждении
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Публикация «Планирование работы семейного клуба» размещена в разделах
Семейные клубы в отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!» в дошкольном учреждении
2019г.
Пояснительная записка
В современном дошкольном образовательном учреждении используются всё новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
При таких интерактивных формах взаимодействия:
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
• Интерактивное общение способствует умственному развитию.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Семейные клубы в отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей
Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!» в дошкольном учреждении
Наш мир постоянно меняется, информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-нибудь учиться, заниматься самообразованием. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях:
• медицинских
• психологических
• педагогических
• экономических и т. д.
Деятельность педагогического коллектива дошкольного учреждения не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Основная цель в работе с родителями – повышение педагогических знаний, культуры взаимоотношений, активизация практических знаний и умений родителей в отношении воспитания детей, а также демократизация всех процессов воспитания и обучения детей в семье.
Мной разработан перспективный план по работе с родителями в рамках нашего дошкольного учреждения (см. приложение №1). Я привлекаю педагогов к участию в данных мероприятиях. Такое общение с родителями благотворно отражается на взаимоотношениях родитель-педагог.
В сентябре мы провели анкетирование родителей, с целью выявления их заинтересованности в данных мероприятиях.
30 октября прошло первое заседание клуба для родителей «Вместе мы можем всё!», которое было посвящено проблемам здоровья детей (профилактика плоскостопия).
Были приглашены родители и дети. К, сожалению, не многие родители смогли присутствовать на данном мероприятии.
На консультации были представлены различные виды дорожек здоровья (покупные и самодельные, мячи, палочки, платочки и т. п. для активной профилактики плоскостопия.
Родители также активно делились опытом профилактики плоскостопия.
11 декабря прошло второе заседание клуба для родителей «Вместе мы можем всё!», которое будет посвящено развитию творческих способностей родителей и детей – творческая мастерская «Мир волшебной бумаги».
Были приглашены родители и дети. К, сожалению, не многие родители смогли присутствовать на данном мероприятии.
Мастер-класс показала:
• Чуприна Татьяна Витальевна– воспитатель Младшей разновозрастной группы
19 февраля планируется третье заседание клуба для родителей «Вместе мы можем всё!», которое будет посвящено теме: «Драчуны. Как исправить ситуацию?»
https://14774.maam.ru/
Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!»
Срок проведения Название мероприятия Цель проведения мероприятия
Сентябрь «Давайте познакомимся!»
• Оформление информационных стендов на группах
• Информирование родителей о начале работы семейного клуба
Анкетирование родителей
о готовности участвовать
в мероприятиях семейного клуба Активизация родительского внимания
по вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду
Получение и анализ первичной информации
о ребенке и его семье
Повышение уровня педагогических знаний
и реализация единого подхода в воспитании детей
Октябрь Консультация для родителей
по проблемам здоровья детей (профилактика плоскостопия)
• Памятка для родителей «Упражнения для профилактики плоскостопия» Распространение знаний среди родителей
о формах и методах оздоровления детей
Совершенствование психолого-педагогических
умений родителей и их активизация
Активизация родительского участия в жизни
детского сада, воспитании ребенка
Декабрь Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги»
• Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики детей»
Папка-передвижка «Бумагопластика» Развитие творческого взаимодействия родителей и детей
Активизация педагогических умений родителей
Внедрение положительного семейного опыта воспитания
Обогащение педагогических знаний и умений родителей
Февраль Консультация для родителей
по проблемам воспитания детей
«Драчуны. Как исправить ситуацию?»
Тематическая папка «Искусство наказывать и прощать»
Анкетирование «Стиль общения в семье»
Картотека игр на снятие агрессии у детей Распространение знаний
среди родителей о проблемах воспитания
Совершенствование психолого-педагогических
умений родителей и их активизация
Получение и анализ информации
о стиле общения родителей и детей
Внедрение положительного семейного
опыта воспитания через игры
Апрель Круглый стол «Экология для малышей»
Экспериментирование
Создание коллажей
Мастер-класс по экспериментированию в домашних условиях • Обогащение знаний родителей о познавательной деятельности детей
Активизация включенности родителей
в работу детского сада
Обогащение педагогических знаний
• родителей о значении детского экспериментирования
для развития высших психических функций
Май Благодарственные грамоты родителям
за активное участие в жизни детского сада Определение успешных мероприятий и форм
работы с семьей в прошедшем году
Определение основного содержания работы
с родителями на новый учебный год
Привлечение внимания родителей к жизни детского сада
Методические рекомендации
Для реализации данного проекта разработаны консультации, мастер-классы, анкеты.
Анкетирование
Чего Вы ждете от детского сада в этом году?
Вот Вы и переступили порог нашего детского сада. Добро пожаловать!
Надеемся, что наше знакомство перейдет в настоящую дружбу, а вашему малышу будет у нас уютно и интересно. Нам очень важно знать ваши настроения, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:
1. Что больше всего Вас привлекает в нашем детском саду:
• близость от дома
• хорошее состояние территории и материально-техническое оснащение групп
• наличие творческого, профессионального педагогического коллектива
• хорошие отзывы родителей
• интересные программы обучения и развитие ребенка
• Ваши варианты ___
2. Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году? ___
3. Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей? ___
4. Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться? ___
5. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить? ___
6. В каких мероприятиях сада готовы поучаствовать?
• родительские собрания
• консультации специалистов
• анкетирование
• участие в конкурсах
• просмотр открытых мероприятий
7. В этом году в нашем детском саду начинает работу семейный клуб «Вместе мы можем всё». В программе:
• консультации специалистов по проблеме плоскостопия (инструктор физической культуры)
• творческая мастерская «Мир волшебной бумаги»
• консультации по проблемам воспитания «Драчуны. Как исправить ситуацию?»
• Круглый стол «Экология для малышей» (экспериментирование в домашних условиях)
Нам важно знать Ваше мнение, готовы ли Вы принимать участие в работе нашего клуба? ___
Благодарим за сотрудничество!
Памятка для родителей
• Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку
• Ходьба боком по палке, по толстому шнуру
• Перекаты с пятки на носок
• Поднять на носки и выполнять приседания, держась за опору
• В положении сидя, захватывать пальцами ног палочки, шарики, мелкие игрушки (например, игрушки киндер сюрприз)
• Захватывать внутренними сводами стоп предметы покрупнее – например, мяч, кеглю
• Для укрепления свода стоп полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату босиком
• Ходьба по дорожке здоровья (можно купить в магазине, а можно сделать самим: горох, фасоль зашить в мешочек и ходить по ним; мочалки разной фактуры; пропитать полотенце раствором морской соли и предложить ребенку походить по нему)
Консультация
Активная профилактика плоскостопия
Малышам очень полезно ходить голыми ножками по морскому песочку или свежей травке. Но это можно делать только летом. Но укреплять ножки (а точнее мышечно-связочный аппарат стопы и голени) можно и зимой в домашних условиях.
Главное, чтобы у крохи было настроение поиграть. Ну а маме с папой придется приготовиться к такой игре.
Купите массажные мячи – жесткий (маленький) и мягкий (большой, массажный коврик и (или) массажный валик и гимнастический мяч диаметром 26 см.
Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, не спеша. Чтобы ребенок лучше понял задание, продемонстрируйте ему технику выполнения и темп. Проследите, чтобы малыш не испытывал никаких неудобств. Разминку выполняем в положении сидя на полу, темп медленный.
Веселые лапки – Прижимаем пятки к полу, а носки потягиваем на себя. Попеременно двигаем стопами вверх-вниз.
Домик для мышки. Касаемся пола только пальчиками ног, так чтобы средний отдел стопы в этом не участвовал (он выгибается домиком).
Гусеница - сгибаем пальчики и плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать.
Лягушка - Одновременно двумя стопами делаем перекаты с пятки на носок с подтягиванием пятки вверх.
Братья-близнецы - пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставляем пальчики на правой ноге, на левой – расслабляем. Затем работает правая нога, левая отдыхает.
Упражнения с жестким мячом
1. Сидя на полу, очень мягко касаемся поверхности мяча и прокатываем его подошвенной поверхностью – от пятки до носка, попеременно правой и левой стопой. Внимание: не давите сильно на опору. Для занятия используйте массажный коврик или массажный валик.
2. Одной стопой плавно, без нажима перекатываем мяч через стопу другой ноги (по подъему) туда и обратно.
3. Сидя на полу, обхватываем мяч стопами и удерживаем 5-10 сек., затем расслабляемся.
4. Мяч между стопами. Удерживаем его пятками, носки разводим в стороны.
5. Сидя на стуле, зажимаем мяч внутренней поверхностью стоп, ближе к голеностопным суставам. Опираясь пальцами на пол, поднимаем и опускаем пятки, стараясь удержать мяч.
Упражнения с мягким массажным мячом (выполняем сидя на полу).
1. Подошвенной поверхностью обеих стоп одновременно прокатываем мяч - от пятки до пальчиков.
2. Стопы на мяче. Вращаем ими вправо-влево, слегка надавливая на мяч.
3. Пальчики на полу, своды стопы и пятки - на мяче. Пятками обеих ног или поочередно давим на мяч.
4. С усилием давим на мяч подушечкой и основанием большого пальца (сначала правой, а потом левой ноги, а затем каждой поочередно).
А теперь сбросим напряжение
Медуза. Лежим на животе, руки в стороны, ноги держим прямо на ширине плеч. Сгибаем колени и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в исходное положение.
Художник. Сидя на ковре, рисуем пальчиками ног круги – большой, средний, поменьше. Затем зажимаем пальцами карандаш и пробуем изобразить простые фигуры: треугольник, круг и квадрат - поочередно правой и левой ногой.
Умелые пальчики. Имитируем подгребание песка пальчиками ног, а затем отгребание.
Консультация
Маленькие драчуны
Как научить ребенка не драться с другими детьми
Различные методы
Ваши дети все еще находятся в той возрастной стадии, когда они осознают свои интересы, но не осознают, что интересы могут быть и у других, а столкновения интересов решают путем силы.
Существует несколько вариантов поведения в данной ситуации, одни из них приемлемы, другие нет.
Порка.
Многие родители испытывают желание отшлепать ребенка за какой-либо проступок, некоторые, возможно, это и делают. Порка дает ребенку понять, что его поведение неприемлемо, но лишь на короткий срок, потом он понимает, что бить и быть битым нормально. ребенок учится, подражая родителям, и если папа или мама имеют право отшлепать малыша, то почему он не может ударить папу или маму (и вообще кого бы то ни было?
"Тайм аут".
Короткая передышка между совершением проступка и реакцией родителей дает ребенку возможность осмыслить свое поведение, а родителям подавить вспышку гнева и действовать более разумно. Рекомендуется давать ребенку время на обдумывание соразмерно его возрасту (4 минуты для четырехлетнего и т. д.). Использовать данную систему с детьми младше 3 лет не рекомендуется.
Недостатком этого метода является то, что ребенок ставиться вне ситуации и лишается ценного жизненного опыта. Например, видя реакцию обиженного, обидчик может научиться состраданию, а также может научиться извиняться за совершенное и исправлять то, что сделал.
Разговор с ребенком.
Дает возможность ребенку узнать какие-то другие способы решения проблем, кроме физической силы. Иногда необходимо дать ребенку несколько специфических (приличных) выражений, с помощью которых он может выражать свои сильные чувства. Иногда совет "используй слова вместо силы" не дает ребенку представления о том как поступать. Вот несколько советов о том, как разъяснить ребенку словами, что хорошо делать, что плохо.
Выслушайте, что хочет сказать о своих чувствах ребенок. Зачастую дети, которые обижают других детей сами чувствуют себя обиженными в чем-то. Если вы поймете и примете его обиду, он может перестать обижать других детей.
Объясните, что чувствуют другие дети, когда их обижают. Дети не знают, что чувствует обиженный. Объяснив ему это спокойно, вы начнете воспитывать в нем сочувствие к другим. Например, вы можете сказать в такой форме. "Я хочу, чтобы ты посмотрел на Сашу, он плачет потому, что ему больно, когда его бьют". Это нужно делать спокойно иначе ребенок будут концентрироваться на том, что вы злитесь, а не на том, что испытывает другой ребенок.
Объясните ребенку, как можно словами выразить свое желание, например, поиграть с машинкой или выразить недовольство, что другой ребенок забирает у вас вашу машинку. Например, "Я хочу назад свою машинку, мне не нравится когда ты берешь мою машинку. "
Помогите ребенку научиться находить другие варианты. Когда дети забирают друг у друга игрушки, все чего они хотят - это поиграть вместе. Помогите ребенку научиться предлагать различные варианты совместных игр. Например, "Саша хочет поиграть с твоей машинкой, не мог бы ты найти для него еще одну, чтобы вы смогли играть вместе. Саше кажется очень интересно то, что ты делаешь со своей машинкой. Может быть, он может тебе помочь построить дорогу для машин".
Установите ограничения.
Кроме разговоров с ребенком на тему, что хорошо, что плохо необходимо также четко дать понять, что драться и бить других детей нельзя. Например, если ваш ребенок не может перестать драться, даже после того как вы ему все объяснили, показали ему как можно играть и без драк, то нужно прибегнуть к жесткой политике. Например, можно сказать: "Хорошо. Если ты не умеешь спокойно играть с Сашей, значит мы не будем пока ходить к нему в гости, пока ты не научишься играть с ним и не драться. ". Или вы можете сказать ребенку, что отведете его играть одного в другую комнату, если конфликт происходит между двумя братьями, братом и сестрой и т. д.
В итоге, нужно сказать, что для того, чтобы чему-то ребенка научить, нужно много раз повторять одно и тоже, постоянно объяснять, как можно найти выход из спора, как можно построить игру, чтобы не драться, чем ему это "грозит", если он не будут себя вести так как надо. Постепенно он научится искусству общения.