Мананникова Александра
Планирование прогулок в зимний период для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование прогулок в зимний период.
Старший дошкольный возра ст.
Прогулка включает в себя :
• Наблюдение
• Художественное слово
• Игры разной подвижности
• Труд
• Опытно – экспериментальную деятельность
• Дидактическое задание
• Сюжетно – ролевую игру (по лексической теме недели)
Декабрь
Тема «Здравствуй, зимушка – зима»
Публикация «Планирование прогулок в зимний период для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Прогулка 1. 1) Наблюдение «Птицы». Задача: продолжать формировать умение различать птиц, составлять их описание.
2) Стихотворение «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать…».
3) Игры разной подвижности «С льдины на льдину», «Запретное движение». Задача: закреплять навыки прыжка из круга в круг на двух ногах, развивать ловкость и быстроту.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Сгребать снег в кучи». Задача: формировать умение самостоятельно организовывать коллективную деятельность.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Определение чистоты снега». Задача: формировать умение определять чистоту снега.
6) Дидактическое задание. Игра «Закончи предложение». Задача: упражнять в правильном выборе слов, расширять представления о причинных связях между явлениями.
7) Сюжетно – ролевая игра «Прогулка по зимнему городу». Задача: закрепить названия деревьев, любоваться красотой зимнего пейзажа.
Прогулка 2. 1) Наблюдение «Свойства снега». Задача: уточнить и систематизировать знания детей о свойствах снега.
2) Загадка «Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь».
3) Игры разной подвижности «Пустое место», «Сбей мяч».
Задача: развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим, упражнять в метании снежков на дальность.
4) Труд в природе «Сбор снега на цветники». Задача: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства снега». Задача: продолжать знакомить со свойствами снега.
6) Дидактическое задание. Игра «Скажи по – другому». Задача: формировать умение подбирать синонимы.
7) Сюжетно – ролевая игра «Семья. Лыжная прогулка». Задача: развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.
Прогулка 3. 1) Наблюдение «Работа дворника». Задача: формировать представления о труде людей зимой.
2) Стихотворение «Снега прошли не малые…».
3) Игры разной подвижности «Снежная баба», «Кто дальше?». Задача: упражнять в беге с увёртыванием, в скольжении по ледяной дорожке.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Расчистить дорожки от снега». Задача: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Уличные тени от фонарного столба». Задача: формировать представления о том, как образуется тень.
6) Дидактическое задание. Игра «Кто больше знает слов?». Задача: развивать память, находчивость, сообразительность.
7) Сюжетно – ролевая игра «Мы строим снежный город». Задача: закреплять умение усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры.
Прогулка 4. 1) Наблюдение «Лёд». Задача: обогащать знания о том, что вода может быть в твёрдом состоянии.
2) Загадка «Без рук, без топорища выстроен мостище».
3) Игры разной подвижности «День и ночь», «Вызови по имени». Задача: развивать силовую выносливость, упражнять в ловле мяча двумя руками.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Постройка лабиринта». Задача: формировать навыки работы в коллективе.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Прозрачный лёд». Задача: закреплять знания об агрегатном состоянии воды.
6) Дидактическое задание. Игра «Найди предмет той же формы». Задача: уточнять представления о форме.
7) Сюжетно – ролевая игра «Библиотека. Конкурс чтецов стихотворений о зиме». Задача: формировать умение развивать сюжет игры, опираясь на опыт посещения различных мероприятий, проводимых в библиотеке.
Прогулка 5. 1) Наблюдение «Зимние игры». Задача: формировать умение наблюдать за деятельностью товарищей, активизировать в речи названия различных действий и игр.
2) Стихотворение «Мои санки едут сами…».
3) Игры разной подвижности «Хитрая лиса», «Мячик вверх». Задача: развивать ловкость, быстроту, упражнять в ловле мяча двумя руками и бросках в цель.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Расчистить хоккейный корт от снега». Задача: воспитывать инициативность, самостоятельность.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Зависимость состояния воды от температуры воздуха». Задача: продолжать знакомить со свойствами воды.
6) Дидактическое задание. Игра «Когда это бывает?». Задача: уточнить и углубить знания о временах года.
7) Игра – фантазирование «В гостях у лесных зверей». Задача: способствовать развитию нового сюжета, развивать умение выбирать роль и выполнять её до конца.
Тема «Зимующие птицы Урала»
Прогулка 6. 1) Наблюдение «Солнце». Задача: уточнить знания о длительности дня, продолжительности светлой части суток.
2) Загадка «Что за шарик золотой по небу катается, людям улыбается?»
3) Игры разной подвижности «Сделай фигуру», «Быстро шагай». Задача: упражнять в ходьбе шеренгой, развивать координацию движений.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Очистить веранду от снега». Задача: продолжать воспитывать стремление трудиться на общую пользу.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Замерзание воды». Задача: закреплять знания о свойствах воды.
6) Дидактическое задание. Игра «Скажи, что ты слышишь». Задача: развивать фразовую речь.
7) Сюжетно – ролевая игра «Мастерская по изготовлению кормушек для птиц». Задача: воспитывать заботливое отношение к птицам.
Прогулка 7. 1) Наблюдение «Берёза». Задача: формировать умение сопоставлять поэтические образы и истории, рассказанные поэтами, с собственными наблюдениями.
2) Стихотворение «Белая берёза под моим окном…».
3) Игры разной подвижности «Пожарные на учении», «Повернись - не ошибись». Задача: упражнять в поворотах на месте: направо, налево, кругом, закреплять навыки лазанья по гимнастической стенке.
4) Труд в природе «Сбор снега в лунки деревьев». Задача: продолжать воспитывать стремление проявлять заботу о деревьях.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Где быстрее растает лёд?». Задача: развивать наблюдательность, умение сравнивать.
6) Дидактическое задание. Игра «Вчера, сегодня, завтра». Задача: формировать умение понимать и употреблять наречия времени.
7) Сюжетно – ролевая игра «Птичья столовая». Задача: воспитывать желание кормить птиц, закрепить знания о корме, которым они питаются.
Прогулка 8. 1) Наблюдение «Снежинки». Задача: формировать представления о том, что вид снежинок и особенности их полёта связаны с погодой.
2) Загадка: «Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке».
3) Игры разной подвижности «Два Мороза», «Тишина». Задача: формировать умение играть по правилам, развивать быстроту реакции.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Ремонт птичьих кормушек». Задача: воспитывать желание помогать взрослым.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Где лучики?». Задача: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
6) Дидактическое задание. Игра «Дополни предложение». Задача: развивать речевую активность, быстроту мышления.
7) Сюжетно – ролевая игра «Птичий двор». Задача: закреплять представления о зимующих птицах, формировать навык игры в коллективе.
Прогулка 9. 1) Наблюдение «Синица». Задача: формировать представления о синице, её внешнем виде, среде обитания.
2) Стихотворение «Синица расписная свистит не уставая…»
3) Игры разной подвижности «Найди себе пару», «Воротца». Задача: развивать ловкость и быстроту реакции.
4) Труд в природе «Покормить птиц». Задача: воспитывать желание проявлять заботу о птицах.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Почему снег мягкий?». Задача: совершенствовать знания детей о снеге.
6) Дидактическое задание. Игра «Найди противоположное слово». Задача: формировать умение подбирать противоположное по смыслу слово.
7) Сюжетно – ролевая игра «Больница для птиц». Задача: продолжать воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать умение распределять роли.
Прогулка 10. 1) Наблюдение «Домашние животные». Задача: расширять представления о жизни домашних животных зимой.
2) Стихотворение «Домашних животных я очень люблю: кормлю, берегу и ласкаю…».
3) Игры разной подвижности «Сделай фигуру», «Идёт к нам Дед Мороз». Задача: развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Смести снег с построек». Задача: продолжать формировать умение работать аккуратно, старательно.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Почему снег греет?». Задача: формировать представления о том, что снег согревает землю.
6) Дидактическое задание. Игра «Кому что нужно». Задача: упражнять в классификации предметов.
7) Игра – фантазирование «День рождения синицы». Задача: способствовать развитию нового сюжета, развивать умение выбирать роль и выполнять её до конца.
Тема «Азбука безопасности. Транспорт»
Прогулка 11. 1) Наблюдение «Снегопад». Задача: систематизировать представления о сезонном явлении – снегопад.
2) Загадка «На всех садится, никого не боится».
3) Игры разной подвижности «С льдины на льдину», «Запретное движение». Задача: закреплять навыки прыжка из круга в круг на двух ногах, развивать ловкость и быстроту.
4) Труд в природе «Укрыть снегом кусты». Задача: формировать умение сотрудничать, не отвлекаться от работы.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Что такое снег?». Задача: расширять представления детей о том, что такое снег и как он образуется.
6) Дидактическое задание. Игра «Было – будет». Задача: формировать умение подбирать слова в прошлом, настоящем и будущем временах.
7) Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на автобусе». Задача: систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге, поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности.
Прогулка12. Целевая прогулка. Наблюдение «Общественный транспорт». Задача: формировать представления о роли общественного транспорта, его назначении для людей.
2) Загадка «Дом на улице идёт, на работу всех везёт, не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках».
3) Игры разной подвижности «Пустое место», «Сбей мяч».
Задача: развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим, упражнять в метании снежков на дальность
4) Хозяйственно – бытовой труд «Очистить одежду от снега». Задача: воспитывать желание помогать окружающим.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Ледяной секрет». Задача: систематизировать представления о свойствах льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
6) Дидактическое задание. Игра «Когда это бывает?». Задача: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки.
7) Сюжетно – ролевая игра «Автозаправочная станция». Задача: закреплять умение творчески реализовывать и развивать игровой замысел, вести диалог.
Прогулка 13. 1) Наблюдение «Тополь».
Задача: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.
2) Стихотворение «Под низкой крышею небес деревья спят, одежды сбросив…».
3) Игры разной подвижности «Два Мороза», «Волшебное слово». Задача: продолжать развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.
4) Труд в природе «Сбор снега в лунки деревьев». Задача: воспитывать стремление ухаживать за деревьями.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Замерзание жидкостей». Задача: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
6) Дидактическое задание. Игра «Придумай предложение». Задача: развивать умение правильно строить распространённое предложение.
7) Сюжетно – ролевая игра «В гости к бабушке на электричке». Задача: расширять и углублять знания о работниках железнодорожного транспорта, воспитывать доброжелательные отношения между всеми участниками игры.
Прогулка 14. 1) Наблюдение «Следы на снегу». Задача: развивать наблюдательность, воспитывать любознательность, побуждать различать следы птиц, животных и человека.
2) Стихотворение «Это кто тут наследил: бегемот иль крокодил? Здесь играли дети: Танечки и Пети!».
3) Игры разной подвижности «Мы весёлые ребята», «Не промахнись». Задача: развивать ловкость в беге, меткость.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Строительство горки». Задача: развивать чувство взаимопомощи, трудолюбие.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Тонет ли лёд?». Задача: продолжать знакомить со свойствами льда.
6) Дидактическое задание. Игра «Назови одним словом». Задача: активизировать в речи обобщающие слова.
7) Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на пароходе». Задача: систематизировать знания о работниках водного транспорта, воспитывать уважительное отношение к их труду.
Прогулка 15. 1) Наблюдение «Метель». Задача: формировать представления о метели и вьюге.
2) Загадка «В поле снежную постель стелет зайчикам…».
3) Игры разной подвижности «Хитрая лиса», «Кто быстрее до снеговика». Задача: развивать ловкость, упражнять в прыжках на двух ногах вперёд.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Расчистить дорожки от снега». Задача: продолжать формировать навыки работы с лопатой.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Определим чистоту снега». Задача: продолжать формировать элементарные навыки экспериментирования.
6) Дидактическое задание. Игра «Правильно пойдёшь – секрет найдёшь». Задача: упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
7) Игра – фантазирование «Транспорт будущего». Задача: формировать умение самостоятельно организовывать игру, воспитывать умение устанавливать ролевые взаимоотношения.
Тема «Новогодний калейдоскоп. Хвойные деревья»
Прогулка 16. 1) Наблюдение «Снег». Задача: закрепить представления о снеге как особом состоянии воды.
2) Стихотворение «Сыплет с неба снег – снежок, словно лёгкий пух – пушок…».
3) Игры разной подвижности «Два Мороза», «Забей шайбу». Задача: развивать меткость и ловкость.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Смести снег со скамеек». Задача: побуждать трудиться на общую пользу.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Глубина сугроба». Задача: устанавливать связь между силой ветра, формой и местонахождением сугроба.
6) Дидактическое задание. Игра «Наш день». Задача: расширить представления о частях суток.
7) Сюжетно – ролевая игра «Почта. Отправляем письмо Деду Морозу». Задача: расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом.
Прогулка 17. 1) Наблюдение «Гололёд». Задача: познакомить с сезонным явлением – гололёдом, расширять представления о свойствах льда.
2) Стихотворение «Не идётся и не едется, потому что гололедица…».
3) Игры разной подвижности «Мы весёлые ребята», «Стоп». Задача: развивать ловкость и быстроту реакции, внимание.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Посыпать дорожки песком». Задача: совершенствовать трудовые навыки, удовлетворять потребность приносить пользу.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Слепи снежок». Задача: формировать представления о связи между состоянием снега и температурой воздуха.
6) Дидактическое задание. Игра «Сколько шагов». Задача: развивать глазомер.
7) Сюжетно – ролевая игра «Магазин новогодних игрушек». Задача: развивать умение творчески использовать в играх представление об окружающей жизни, формировать умение описывать предмет.
Прогулка 18. 1) Наблюдение «Птицы у кормушки». Задача: побуждать наблюдать за повадками птиц, воспитывать отзывчивость.
2) Примета «Вороны вьются зимой в воздухе – к снегу».
3) Игры разной подвижности «Пожарные на учении», «По мостику». Задача: упражнять в лазании по гимнастической стенке, развивать сохранение равновесия.
4) Труд в природе «Покормим птиц». Задача: воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Что тяжелее, вода или снег?». Задача: развивать мыслительные способности: анализ, сравнение.
6) Дидактическое задание. Игра «Дни недели стройтесь». Задача: формировать представления о последовательности дней недели.
7) Сюжетно – ролевая игра «Семья. Наряжаем ёлку». Задача: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Прогулка 19. 1) Наблюдение «Кустарники зимой». Задача: продолжать расширять представления о жизнедеятельности растений зимой.
2) Пословица «Срубили кусты – прощай, птицы!».
3) Игры разной подвижности «Найди себе пару», «Кто дальше». Задача: продолжать развивать внимание и быстроту реакции, упражнять в скольжении по ледяной дорожке.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Ремонт лабиринта из снега». Задача: воспитывать старательность, активность, развивать дружеские взаимоотношения.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Плавает ли лёд?». Задача: выявлять свойства льда.
6) Дидактическое задание. Игра «Какой по счёту?». Задача: закреплять навыки порядкового счёта.
7) Сюжетно – ролевая игра «Мастерская по изготовлению подарков к новому году». Задача: совершенствовать умение детей самостоятельно распределять роли, осуществлять взаимодействие с содержанием роли.
Прогулка 20. 1) Наблюдение «Снег на ветках». Задача: познакомить с видами помощи людей растениям в зимних условиях.
2) Стихотворение «Варежки на ветках».
3) Игры разной подвижности «С льдины на льдину», «Идёт к нам Дед Мороз». Задача: упражнять в прыжках на двух ногах из круга в круг, развивать координацию движений.
4) Труд в природе «Убрать снег с веток». Задача: воспитывать желание помогать растениям в зимних условиях.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Воздух при охлаждении сжимается». Задача: формировать представления о воздухе.
6) Дидактическое задание. Игра «Считай дальше». Задача: совершенствовать умение считать в пределах 10.
7) Игра - фантазирование «Семья. Ждём Деда Мороза». Задача: формировать умение самостоятельно развёртывать игру – фантазию, совершенствовать навык коллективной игры.
Январь
Тема «Зимние забавы»
Прогулка 21. 1) Целевая прогулка на школьный стадион. Задача: обогащать представления о зимних видах спорта, необходимом для них инвентаре.
2) Стихотворение «Зимою на площадке пол холодный, гладкий…».
3) Игры разной подвижности «Пожарные на учении», «Найди и промолчи». Задача: упражнять в лазании по гимнастической стенке, развивать выдержку.
4) Труд в природе «Сбор снега на цветники». Задача: формировать умение трудиться сообща.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Лёд и соль». Задача: поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.
6)Дидактическое задание. Игра «Придумай сам». Задача: побуждать использовать один и тот же предмет в качестве заместителя.
7) Сюжетно – ролевая игра «Семья. Поход на каток». Задача: расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий.
Прогулка 22. 1) Наблюдение «Заливка ледяной дорожки». Задача: познакомить с этапами работы по заливке ледяной дорожки, систематизировать знания о свойствах воды.
2) Стихотворение «С площадки убери снежок, каток залей водой, дружок».
3) Игры разной подвижности «Пустое место», «Угадай по голосу». Задача: развивать ловкость и быстроту, слуховое внимание.
4) Хозяйственно – бытовой труд «Сооружение снежных бортиков». Задача: формировать умение выполнять постройку аккуратно, придерживаться ровной линии, доводить начатое дело до конца.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Измерение уровня воды». Задача: развивать логическое мышление, умение сравнивать.
6)Дидактическое задание. Игра «Что лишнее?». Задача: закреплять знания признаков разных времён года.
7) Сюжетно – ролевая игра «Соревнование «Лыжные гонки». Задача: формировать умение соблюдать ролевые соподчинения, вести ролевые диалоги, использовать необходимые атрибуты.
Прогулка 23. 1) Наблюдение «Зимний пейзаж». Задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.
2) Загадка «Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом, шьёт пуховые перины, разукрасила витрины? (зима)».
4) Труд в природе «Покормим птиц». Задача: уточнить знания о зимующих птицах, о корме, которым они питаются.
5) Опытно – экспериментальная деятельность «Вода двигает камни». Задача: формировать представления о том, как замёрзшая вода двигает камни.
6)Дидактическое задание. Игра «Что это значит?». Задача: формировать умение понимать прямое и переносное значение слов.
7) Игра – фантазирование «Зимнее путешествие». Задача: формировать умение объединяться в игровые группы, считаться с интересами товарищей, систематизировать представления о зимних забавах.