Вера Шукшина
Планирование кружка «Умные игры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка по играм Воскобовича. Развитие творческих и математических способностей детей старшего дощкольного возраста.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Публикация «Планирование кружка „Умные игры“ в старшей группе» размещена в разделах
Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.
Прослушав авторский курс В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», у меня возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, вариативность игровых упражнений.
Составляя данную программу, я опиралась на технологию Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
Цель программы:
Развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
-развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
-формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;
-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре;
Принципы построения занятий кружка.
- Системность
- Учёт возрастных особенностей детей
- Дифференцированный подход
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала
- Поэтапное использование игр
- Гуманное сотрудничество педагога и детей
- Высокий уровень трудности
Формы организации детской деятельности.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:
1. Подготовка педагогов:
- повышение квалификации педагогов через специальную курсовую подготовку (ознакомление и изучение специальных технологий);
- владение формами и методами работы с дошкольниками.
2. Организация развивающей предметной среды:
- оснащение комплектами игр и игровых пособий.
3. Организация педагогического процесса с детьми:
-программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет.
Организационные принципы:
(возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).
Программа адресована дошкольникам и рассчитана на 4 года. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть 10- 12 человек.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю для каждой возрастной группы с октября по май.
Первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. В конце года проводится развлечение для детей.
Ожидаемые результаты:
-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
Используемые игры в старшей группе.
Месяц Используемые игры Задачи
Сентябрь Мониторинг
Октябрь 1неделя
Двухцветный квадрат Воскобовича – сложи геометрические фигуры.
2 неделя
Кубики Никитина – сложи по образцу из 9кубиков.
3 неделя
Монгольская игра – «На что это похоже?»
4 неделя
Японская игра – пофантазируй и сложи.
Формировать представление о сенсорных эталонах; развивать пространственное мышление.
Развивать пространственное мышление, воображение; развивать целенаправленное запоминание, внимание, мышление.
Ноябрь 1неделя
Двухцветный квадрат Воскобовича – сложи по образцу (туфелька, кофта, сапоги)
2 неделя
Кубики Никитина – сложи по образцу из 16 кубиков. (Цифры 1,2,3)
3 неделя
Монгольская игра – сложи по образцу
4 неделя
Японская игра – сложи по образцу.
Формировать навыки определения расположения предмета; развивать память, творческие способности.
Декабрь 1неделя
Четырёхцветный квадрат Воскобовича – сложи по образцу.
2 неделя
Кубики Никитина – сложи по образцу из 16 кубиков. (Цифры от 1 до 5)
3 неделя
Монгольская игра – сложи по образцу
4 неделя
Японская игра – сложи по образцу.
Развивать произвольное внимание, пространственное мышление. Воссоздавать модель по образцу.
Январь 3 неделя
Монгольская игра – сложи по образцу
4 неделя
Японская игра – сложи по образцу.
Формировать умение соотносить предметы и объекты. Развивать пространственное мышление.
Февраль 1неделя
Четырёхцветный квадрат Воскобовича – сложи по образцу.
2 неделя
Кубики Никитина – сложи по образцу из 16 кубиков. (Цифры от 5 до8).
3 неделя
Монгольская игра – сложи по образцу
4 неделя
Японская игра – сложи по образцу.
Развивать конструктивные умения, внимание, смекалку.
Март 1неделя
Четырёхцветный квадрат Воскобовича – сложи по образцу.
2 неделя
Кубики Никитина – сложи по образцу из 16 кубиков. (Цифры от 8 до10).
3 неделя
Монгольская игра – сложи по образцу
4 неделя
Японская игра – сложи по образцу.
Развивать пространственное воображение, внимание, смекалку.
Апрель 1неделя
Четырёхцветный квадрат Воскобовича – сложи по образцу.
2 неделя
Кубики Никитина – сложи по образцу из 16 кубиков. (Буквы – гласные).
3 неделя
Монгольская игра – сложи по образцу
4 неделя
Японская игра – сложи по образцу.
Развивать конструктивные умения и навыки, пространственное воображение.
Развивать внимание, сенсорные способности, мелкую моторику.
Май Мониторинг
Список литературы
1. Бондаренко, Т. М. «Развивающие игры в ДОУ» [Текст] / Т. М. Бондаренко. - Изд. : Воронеж, 2009 г. - 192 с. ;
2. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В. В. Воскобович. - СПб. : НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с. ;
3. Воскобович, В. В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с. ;
4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990. - 94 с. ;
5. Михайлова, З. А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» [Текст] / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - Изд. : Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с. : ил. ;