любовь храмова
Планирование игровой деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Храмова Л. Ю.
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети играя, двигаются, познают самого себя, других и окружающий мир.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Публикация «Планирование игровой деятельности с детьми раннего возраста на прогулке» размещена в разделах
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Структура прогулки :
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игры большой подвижности, игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. У малышей еще недостаточно сформирован опыт самостоятельной двигательной активности, поэтому подвижные игры и упражнения я провожу ежедневно. В условиях прогулки у воспитателя много времени для каждого ребенка: научить одного, поправить ошибки другого, поддержать третьего. Если игровые упражнения я могу проводить в течение всей прогулки, чередуя смены движений, то подвижная игра планируется заранее и проводится в зависимости от времени года и погодных условий. Это может быть начало и конец прогулки, может несколько раз в течение прогулки, так как самостоятельная деятельность детей очень кратковременна, чередование с игрой, приносит результаты. В задачу взрослого также входит наблюдение за состоянием детей, они быстро утомляются и необходимо увидеть признаки : одышка, покраснение лица, потоотделение. Значит, необходимо сменить вид деятельности, предложить заняться более спокойным занятием. Если в этот день проводилось физкультурное занятие, можно ограничиться на прогулке игровыми упражнениями, или игрой малой подвижности, очень хороши хороводные игры, они учат малышей играть вместе, двигаться рядом. Дети с удовольствием включаются в игру, если есть дополнительные атрибуты: шапочки, эмблемы, платочки и т. п., часто используются мягкие игрушки.
Малышам нравится повторение одной и той же игры, они имеют возможность закрепить новое умение, текст становится для них осмысленным. Со временем содержание игр меняется, усложняется. Взрослый обязательный участник игр, дети испытывают удовольствие от общения с ним, его эмоциональность заряжает детей на действия, вызывает желание и интерес.
В своей работе на прогулке с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр:
1. Совместные игры с несколькими партнерами - эти игры помогают детям чувство общности, воспитывает у них умение вступать в эмоционально практическое взаимодействие с группой сверстников. («Паровозик», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают»).
2. Хороводные игры - эти игры созданы по образу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь» и т. д.)
3. Совместные игры с предметами – помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Мой веселый звонкий мяч»).
4. Словесные игры и игры с текстом - они построены на словах и действиях играющих («Мишка косолапый», «Зайка беленький сидит»).
В зимний период в детском саду создаем определенные условия для игровой деятельности : расчищаем участок от снега, создаем постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнения для равновесия, лазания, прыжки). Снежные фигурки, крепости побуждают малышей к активной деятельности, поэтому на прогулке с ними можно провести много занимательных и познавательных игр.
Например: на зимней площадке покрытой снегом проводим игры, включающие разнообразные движения: ходьба и бег, ходьба по лабиринтам, перешагивание через снежный ком, катание с ледяных горок, сюжетные подвижные игры с простыми правилами.
На летний оздоровительный период в нашем саду также созданы все условия для игровой деятельности детей раннего возраста : есть большая веранда, горка, качели, песочница. Я использую разнообразные упражнения для равновесия, необходимые в раннем возрасте «По тропиночке пойдем», «Через кочку» т. к. они способствуют развитию координации движений, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности, дети выполняют их с удовольствием, если занятия проводятся в игровой форме. Для ориентировки в пространстве проводятся игры «Где звенит колокольчик?», «Найди флажок», общеразвивающие упражнения с мелкими предметами, игрушками, мячиками, обручами, скакалками.
Результат проведения игровой деятельности на прогулке – это радость, эмоциональный подъем, развитие и увеличение физических сил ребенка, эффективное оздоровительное воздействие на организм в целом. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не толь в играх, но и в упражнениях во время занятий.
В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребенка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребенок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.