Ксения Соловьёва
Планер по трансдисциплинарной теме «Как устроен мир детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Какова ваша цель?
Исследовать следующее :
• Трансдисциплинарная тема
Как устроен мир
• Центральная идея
Почва делает нашу планету живой
Задания для итогового оценивания:
Какими способами можно оценить понимание центральной идеи учащимися? Какие подтверждения, работы, инициированные учащимися, мы ищем?
Учителя разрабатывают рубрикатор, чтобы оценить учащихся в начале и в конце исследования.
Посадка лука
Учитель составляет рубрикатор с четкими критериями оценки учащихся. Помечает, все ли этапы посадки растений дети выполнили.
Публикация «Планер по трансдисциплинарной теме „Как устроен мир детей 4–5 лет“» размещена в разделах
2. Чему мы хотим научиться?
Какие ключевые концепции (форма, функция, причиннось, изменение, связь, восприятие, ответственность, рефлексия) необходимо подчеркнуть в этом исследовании? Какие родственные концепции?
Ключевые концепции
- форма
- функция
-причинность
Родственные концепции
Гуманитарные (природные ресурсы, технология, окружающая среда)
Какие направления исследования определяют связь исследования с главной идеей?
- Земля – уникальная планета
- Виды почвы, ее использование
- Обитатели почвы
Какие вопросы/побуждения учителя будут направлять эти исследования?
Какие виды почвы бывают?
Каковы свойства почвы, песка?
А что находиться под землёй?
Все ли планеты одинаковы?
Как мы можем помочь сохранить планету?
3. Как мы можем узнать, чему мы научились?
Этот шаг следует использовать в соответствии с шагом ”Как лучше всего мы можем учиться”?
Какими способами можно оценить знания и навыки учащихся, полученные в прошлом?
Какие подтверждения мы будем искать?
- Показ иллюстраций и беседа с демонстрацией глобуса детям с целью выявления их знаний о видах почвы, обитатели почвы.
- Загадки о природе
- Обучающие плакаты
- Показ разновидностей почвы (чернозём, глинистая почва, песок, торфяник)
Какими способами можно оценить обучение учащихся в контексте аспектов исследования? Какие подтверждения мы будем искать?
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Выставка детских работ.
Участие в исследовании.
Выяснение уровней понимания темы у детей.
4. Как лучше всего мы можем научиться?
Какие стратегии обучения, предложенные учителем или/и учениками, помогают ученику в составлении и задавании вопросов, а также самостоятельному исследованию?
Чтение стихов о природе К. Бальмонт «Росинка», С. Маршак «Радуга»,
И. Токмакова «Ручей», «Оттепель в городе», Алексей Толстой «Земля цвела».
Использование природных материалов
Экспериментирование с водой «Расскажем Зайке о воде»
Экспериментирование с воздухом «Ворчливый шарик» (познакомить с движением воздуха, его свойствами)
Экспериментирование с почвой «Сухая и влажная почва»
Экскурсия на прогулке «моя песочница», наблюдение за природными материалами
Настольно – печатные игры «Времена года», «Что лишнее»
Познавательная беседа - кладовая Земли
Дидактические игры «Откуда эта горсть земли», «Убери лишнее», «Деревья и червяки».
5. Какие ресурсы необходимы?
Люди, места, аудио-видео материалы, подходящая литература, музыка, искусство, компьютерные программы и т. д будут полезны?
Природные материалы
Микроскопы, лупы
Материалы для экспериментирования
Неизведанное рядом – Занимательные эксперименты для дошкольников. Дыбина.
Настоящая ботаника для мальчиков и девочек А. В. Лукьянова
6. В какой степени мы достигли своей цели?
Оценить результат исследования с помощью подтверждения понимания центральной идеи учащимися. Рефлексии всех учителей, вовлеченных в планирование и преподавание темы, должны быть включены.
Ученики с большим интересом проводили исследовательскую деятельность. У них сформировалось представление о почве, как о верхнем плодородном слое земли. Ученики показали, что почва играет важную роль в жизни не только животных, насекомых, но и людей. На почве произрастают разнообразные виды растений, которые в свою очередь употребляют в пищу животные, насекомые, человек. Без плодородного слоя земли не было бы жизни.
Как вы можете усовершенствовать оценочные задания так, чтобы получить более точную картину понимания центральной идеи каждым учащимся.
Словесно-логические игры для выявления причинно-следственных связей.
7. В какой степени мы включили элементы PYP?
Каким было содержание/учебный опыт, который позволил учащихся:
• Понимание концепций
• Демонстрировать изучение и применение трансдисциплинарных навыков
• Развить качества модели ученика и/или отношений.
В каждом случае объясните свою позицию.
- Форма: ученики поняли, что почвы могут быть разнообразная (плодородная, суглинок, песчаная) их можно классифицировать, находить сходства и различия, узнавать их свойства.
- Функция: в ходе исследовательской деятельности ученики выяснили, что различные виды животных, насекомых, приспосабливаются к жизни в различных видах почвы.
- Ответственность: ученики проявляют инициативу к формированию у учеников младшего возраста бережного отношения к обитателям почвы.
Трансдисциплинарные навыки :
Исследовательские навыки: ученики использовали для наблюдения тактильные, зрительные анализаторы, составляли план своих действий, используя беседы, дидактические игры, игры-эксперименты, проведение опытов, рассмотрение иллюстраций.
Мыслительные: в процессе исследовательской деятельности ученики анализировали и систематизировали приобретенные знания.
Социальные: ученики применяли полученные знания во время посадки лука, выполняли коллективную работу, внимательно слушали учителя, вежливо относились к сверстниках. Обменивались между собой посадочным материалом, соблюдая порядок и очередность.
Портрет ученика.
Исследователь. Ученики развили свою природную любознательность, приобрели навыки, необходимые для проведения исследований и демонстрации самостоятельности в процессе.
Неравнодушный. Ученики развили в себе положительные качества: заботу об окружающей среде, правила поведения на природе.
8. Какие появились вопросы/пожелания (хотел бы узнать, инициированные учащимися?
Записать различные вопросы, инициированные учащимися и их желания и акцентировать внимание на тех, которые были охвачены в преподавание и обучение.
- Откуда берутся камни?
- Как образуется почва?
- Что происходит с опавшими листьями в почве?
- Зачем рыхлят почву?
- Как в почве передвигаются черви?
- Что находится под землей?
Какие действия, инициированные учащимися, появились в ходе и/или в результате исследования?
Записать действия, инициированные учащимися, выполненные отдельными людьми или группой, которые показывают способность размышлять, выбирать и действовать.
После просмотра мультфильма «Планета Земля» у учеников появилось желание более подробно узнать о планетах нашей Солнечной системы. Ученики с большим интересом рассуждали о жизни на других планетах. Через исследовательскую деятельность ученики установили: почва содержит воду, воздух.
9. Заметки учителя для учителей следующей параллели
Тема исследования вызвала большой интерес у учащихся. Ученики были заинтересованы. Это подтверждают различные наблюдения, эксперименты, игры, родители увидели проявление интереса к данной теме.